Автомобильный этикет за границей: 5 отличий от российского (с видео)

04.06.2019
0

С открытием сезона отпусков и путешествий за границу на машине вспоминаем правила вежливости, которые действуют на дорогах в разных странах ЕС

Автомобильный этикет за границей: 5 отличий от российского (с видео)

Фото и видео: из открытых источников

Помимо ПДД существует множество неписанных правил и норм, которые оказывают ничуть не меньшее влияние на жизнь автомобилистов. У водителей уже давно сформировалось что-то вроде собственного этикета – кодекса поведения на дороге, который позволяет автомобилистам взаимодействовать между собой.

А знаете ли вы, что этот самый автомобильный этикет отличается в разных странах? Более того, абсолютно привычные нам действия в другой стране могут показаться странными.

4R.ru рекомендует обязательно прочитать эту статью до конца всем, кто собирается в ближайшее время поехать на автомобиле в Европу. Логика поведения зарубежных водителей вам станет гораздо понятнее: от применения «аварийки» до использования разгонных полос. И многое не помешало бы внедрить в быт российских водителей.  

Неоднозначная «аварийка»

Аварийная сигнализация давно служит не только для обозначения сломавшегося автомобиля или ДТП. Довольно быстро наши водители научились с помощью «аварийки» благодарить — например, если их пропускают в потоке. И когда такое «спасибо» только входило в оборот, бытовало мнение, что так поступают в Европе. Так ли это на самом деле?

В действительности все очень сильно зависит от страны. В ряде государств с помощью «аварийки» действительно благодарят – например, в странах Восточной Европы и в Великобритании. А вот, скажем, в Германии так делать не принято. Зато немцы гораздо активнее выражают признательность руками, подняв ладонь — даже тогда, когда лицо другого водителя не видно. Например, если вас пропускают при выезде с прилегающей улицы, достаточно повернуть и поднять руку на уровень салонного зеркала заднего вида — местные такой жест точно поймут.

Намного больше в Европе распространена другая практика: «аварийку» включают при резком торможении и если на дороге неожиданно возник затор. Особенно часто так делают на автомагистрали. Цель проста — предупредить других водителей о необходимости снизить скорость вплоть до полной остановки. Резко тормозишь? Включай «аварийку», чтобы тебе не въехали в зад! Просто и понятно. И почему у нас так не делают?

Парковка «бампер в бампер», или Мадам паркуется по слуху

В России мы привыкли парковаться так, чтобы между бампером своего автомобиля и машины соседа оставалось около метра. Если мы поедем в центральную и северную Европу, проблем, скорее всего, не возникнет – там паркуются примерно так же. А вот в странах южной Европы, в частности во Франции, дело обстоит совершенно по-другому. Парковка «бампер в бампер» не просто не является предосудительной, она воспринимается как нечто само-собой разумеющееся. Более того, подтолкнуть машину соседа в такой ситуации не считается моветоном. Мол, что тут такого? Вам же просто нужно выехать!

Поэтому если вам притрут машину на узких улочках где-нибудь в Париже или Марселе, не удивляйтесь. Здесь действительно так паркуются и относятся к царапинам как к неизбежности. Ну, и звонить из-за таких ситуаций в страховую компанию и уж тем более в полицию практически бесполезно. Так что остается только расслабиться и принять особенности местных водителей как данность. C’est la vie.

Действительно скорая «скорая»

ПДД обязывает водителей пропускать скорую помощь и автомобили других оперативных служб как в России, так и в Европе. Здесь разницы нет! Весь вопрос в том, как это правильно делать. В России скорые обычно ездят в левом ряду, а водители берут правее. Увы, сами знаете, что это происходит очень медленно. Критически медленно. В Европе такая же схема действует в том случае, если поток более-менее движется. А вот если образовался затор, все выглядит совершенно иначе – водители формируют так называемый «коридор безопасности». И это намного эффективнее.

Что такое «коридор безопасности»? Все очень просто. Это место между рядами, освобожденное для проезда машин полиции, скорой помощи и пожарной охраны. Оставлять его нужно только в пробках. Формируется «коридор безопасности» следующим образом: машины, стоящие в крайнем левом ряду, берут левее, а машины, стоящие во втором ряду справа и последующих, – правее. Раньше в разных странах водители по-разному формировали коридор безопасности, но теперь государства Европы пришли к унификации.

Посмотрите этот ролик с немецкого автобана — просто завидно, не правда ли?

Поворотник не для поворота

На российских трассах иногда можно увидеть такую ситуацию: водитель фуры включает правый поворотник, но при этом никуда не смещается и не поворачивает. На самом деле это сигнал для едущих сзади водителей, означающий: «Можно обгонять, дорога свободна!» Если же загорается левый поворотник, то ситуация полностью противоположная — тем самым дальнобойщик предупреждает, что по встречной полосе идет поток и обгонять его опасно. В обоих случаях поворотник используется не для поворота, хотя это и не совсем правильно по ПДД.

А вот в Европе у поворотников другой язык. Представьте ситуацию: вы обгоняете другую машину на автомагистрали, и вдруг в левом ряду перед вами появляется еще один автомобиль, который никак не хочет уступать вам дорогу. В России в подобных случаях водители обычно начинают усиленно «моргать» дальним светом. В Европе так тоже иногда делают, только у них такое действие считается очень грубым, примерно соответствующим нецензурному выражению. А что делать, если хочется попросить другого автомобилиста подвинуться, но сделать это не настолько по-хамски?

Тогда вам просто нужно включить левый поворотник и продолжить двигаться в том же ряду. Европейцы такой жест понимают и обычно уступают дорогу. То же самое касается и вас — если вы едете в левом ряду и в зеркале заднего вида заметили машину с включенной левой «мигалкой», пропустите — судя по всему, человек действительно спешит.

Примите вправо! (и иногда — левее)

Еще одна ситуация прямо прописана как российскими, так и зарубежными ПДД. Водитель по возможности обязан держаться ближе к правому краю проезжей части, а занимать левые полосы при свободных правых запрещено. Проблема в том, что в России это правило, к сожалению, далеко не всегда соблюдается. А вот в Европе с этим строго: обогнал автомобиль — перестроился обратно.

Привычка держаться правее и уступать тем, кто едет быстрее тебя, часто приносит пользу и в других ситуациях. К примеру, в Польше, Латвии, Литве, Эстонии и Греции иногда можно увидеть ситуации, когда водители съезжают на асфальтированные обочины, чтобы пропустить тех, кто едет быстрее. Хотя это и не совсем по ПДД, преимущества у такой схемы есть: автомобилистам не приходится совершать обгон с выездом на встречку, а значит, опережение проходит безопаснее.

А вот в Германии, Австрии, Италии и других странах распространен другой подход: на автобанах принято брать левее и уступать дорогу автомобилям, двигающимся по разгонной полосе или выезжающим с АЗС и примыкающих дорог. Пусть ПДД этого и не требуют, но перестроение происходит действительно безопаснее для всех участников движения.

Какие примеры зарубежного дорожного этикета вам кажутся наиболее удачными? Знаете другие? Обсудим в комментариях.