Куда ездили на машине в отпуск в СССР: 5 маршрутов, актуальных и сегодня

10.06.2019
2

Места из туристических атласов наших родителей и даже бабушек и дедушек, которые стоит повторить этим летом

Куда ездили на машине в отпуск в СССР: 5 маршрутов, актуальных и сегодня

Фото: из открытых источников

Личные машины в советское время были у немногих, однако автотуризм был очень развит. «Одним из показателей улучшения благосостояния трудящихся нашей Родины является рост количества индивидуальных владельцев автомобилем и мотоциклов, способствующий широкому развитию автомобильного и мотоциклетного туризма» – именно такими словами начиналась изданная в 1961 году книга, посвященная туристическим поездкам на личном транспорте.

И она не единственная: в то время типографии массово печатали различные туристические атласы, карты и справочники для поездок. Вообще 60-е годы ХХ века стали временем настоящего бума автомобильного туризма в СССР. На эту тему даже существует легенда, что якобы это произошло после визита Н. С. Хрущева в США, где он вдохновился местными автокемпингами. (На самом деле это, конечно же, миф.)

Как бы там ни было, но личный автомобиль действительно позволял гражданам СССР путешествовать по стране. Давайте же посмотрим, куда ездили советские автотуристы, а заодно сравним, насколько реально повторить эти маршруты в наши дни.

Золотое кольцо

Поездка по Золотому кольцу считаются классическим туристическим маршрутом, проходящим по старинным русским городам с потрясающими памятниками. Но знаете ли вы, что понятие «Золотое кольцо» появилось в советское время? Его автором стал журналист Юрий Бычков, который описал закольцованный маршрут по древним населенным пунктам Северо-Восточной Руси в газете «Советская культура». Идею подхватили, и в итоге она стала настоящей визитной карточкой, которую демонстрировали в том числе и интуристам. И советские граждане тоже с радостью ездили по Золотому кольцу, особенно, если у них был личный автомобиль.

Совет: лето — настоящий сезон и лучшее время для посещения городов Золотого кольца. Но учтите, хорошая погода и длинный световой день привлекает множество туристов, поэтому гостиницей или иным размещением в городах лучше озаботиться заранее.

Если вы захотите повторить их путь, то знайте – в классический маршрут Золотого кольца входит восемь городов:

  • Сергиев-Посад
  • Переславль-Залесский
  • Ростов (Великий)
  • Ярославль
  • Кострома
  • Иваново
  • Суздаль
  • Владимир 

Если вы начинаете ваш путь в Москве, рекомендуем проходить города именно в этой последовательности. В этом случае вы поедете на север по Ярославскому шоссе. В целом федеральные трассы на всем маршруте отличаются неплохим покрытием. О местных дорогах, расположенных в стороне от главных магистралей такого, увы, сказать не получится.

Страны Балтии

Давайте уясним раз и навсегда: Литву, Латвию и Эстонию правильно называть не Прибалтикой, а странами Балтии. В культурном, языковом и этническом смысле это три абсолютно разных государства, и к СССР они были присоединены насильственно.

Впрочем, в советское время о таких моментах мало кто задумывался. И даже наоборот – слово «Прибалтика» было настоящим синонимом качества, более богатой жизни и даже «окна в капитализм». Неудивительно, что путёвки в Прибалтику доставались далеко не каждому. Зато если в семье был автомобиль, у неё появлялся шанс увидеть почти Европу, не покидая страны.

Куда ехали советские граждане? Как правило, на Балтийское море. В Литве это была Клайпеда, в Эстонии — остров Сааремаа, а в Латвии, конечно же, Юрмала. Популярностью пользовались и различные санатории. Ну и советские граждане были не против заехать в Ригу, Таллин и Вильнюс, если, конечно, находили там место для ночлега.

Повторить путь советских автотуристов в наши дни нетрудно.

  • Из Москвы в Ригу ведет трасса М-9, которая приходит к погранпереходу Бурачки/Терехово
  • Можно пойти другим путем и сначала направиться в Вильнюс. Тогда логичнее проехать через территорию Беларуси, добравшись до Минска по трассе М-1, а затем – по трассе М-6 до Вильнюса
  • Если вы собрались поехать в Эстонию, то у вас есть два варианта: либо выбрать трассу М-9, а затем повернуть на дорогу Е-95 на Псков, а от него – взять курс на погранпереход Куничина Гора, либо воспользоваться трассой М-11, доехав по ней из Москвы до Санкт-Петербурга, а оттуда – до Ивангорода.

И, конечно, не забудьте: для того чтобы съездить в страны Балтии, вам понадобятся шенгенская виза и грин-карта на автомобиль. Подробнее об этом расскажет наша статья.

Крым

Поехать на автомобиле на море – классический маршрут советского автотуриста, доживший до наших дней. В 60-е годы советское правительство даже запустило сеть автопрокатов, рекламируя именно поездки на юг. Взять машину в аренду можно было на автобазах в 40 городах СССР. Впрочем, практика аренды автомобилей относительно быстро сошла на нет.

А куда ездили в СССР на море? В первую очередь, конечно же, на южный берег Крыма, в Ялту, Алушту и Гурзуф. И тут стоит понимать, что автомобиль (даже прокатный) давал человеку возможность с удобством поехать на море «дикарем». Ночевать можно было как в привезенной палатке, так и прямо в машине — благо раскладываемые диваны «Волг» и «Москвичей» это позволяли. Нагляднее всего пример такого отдыха показан в знаменитом советском фильме «Три плюс два».

В наши дни отправиться в Крым на автомобиле не так сложно, как раньше. Из Москвы на юг ведет трасса М-4 «Дон» с прекрасным покрытием, а мост через Керченский пролив позволяет попасть в Крым без долгого ожидания парома.

Кавказ

Регион представлял собой хорошую альтернативу морским курортам Крыма (например, в Гаграх, Сухуми, Батуми, Пицунде и др.), одновременно обладая бальнеологическими курортами (Ессентуки, Кисловодск, Минеральные воды, Пятигорск и т.д) и бонусом в виде потрясающей природы.

Автопутешествие на Кавказ в СССР во многом напоминало поездку в Крым, с той лишь разницей, что, как правило, туристы старались охватывать сразу несколько точек, а не находиться весь отпуск в одном и том же месте.

Чтобы добраться до Кавказа из Москвы, водителю нужно воспользоваться все той же трассой М-4 «Дон». А вот дальнейший путь и необходимые документы будут целиком зависеть от выбранного маршрута. По российской территории российские автомобилисты, конечно же, могут передвигаться беспрепятственно. Для въезда в Абхазию достаточно внутреннего российского паспорта, причем мы советуем предъявлять именно его (штамп о посещении Абхазии в загранпаспорте сделает невозможными поездки в Грузию). Для поездки в Грузию понадобится уже загранпаспорт, но для краткосрочных визитов виза не требуется. То же самое касается Армении и Азербайджана.

В общем, Кавказ — прекрасное место для автомобильного туризма, если, конечно, вы не боитесь манеры езды местных водителей, а в его российской части — еще и специфического поведения гаишников. 

Санкт-Петербург

Северная столица, носившая в советское время имя Ленинград, была и остается одним из самых популярных туристических направлений. В СССР путешествие на автомобиле из Москвы в Ленинград проходило по автодороге М-10, которая долгое время была двухполосной. Но несмотря на это, время в пути примерно соответствовало современному. Причина довольно простая — отсутствие современного трафика и пробок, из-за чего водителю вполне хватало 9-10 часов, чтобы добраться из одной столицы в другую.

Сегодня повторить маршрут между двумя столицами нетрудно, благо скоростную автомагистраль М-11 почти достроили до конца. Помнить здесь нужно лишь о двух моментах:

  • во-первых, это — платная трасса. Проезд по платным участкам магистрали М-11 по самому дорогому тарифу владельцу легковушки обойдется в 1580 рублей
  • во-вторых, лучше заранее заправить автомобиль до полного бака: АЗС на платных участках встречаются не везде и, как правило, это колонки-автоматы, на которых нередко выстраиваются очереди.