Как теперь наказывают за побег с места ДТП? Обсуждаем новый закон

18.06.2019
0

Санкции за оставление места аварии ужесточили. Как их избежать?

Как теперь наказывают за побег с места ДТП? Обсуждаем новый закон

Фото: Ведяшкин Сергей, Мобильный репортер/Агентство городских новостей «Москва»

Недавно была ужесточена ответственность за оставление места дорожно-транспортного происшествия с пострадавшими. Причем уголовная – по статье 264 УК РФ. В результате, если здоровью пострадавшего причинен тяжкий вред, потолок ответственности достигает 4 лет лишения свободы. Если человек погиб, виновника могут лишить свободы на срок до 7 лет, если жертв две и более – до 9 лет.

Для трезвого и оставшегося на месте аварии водителя предельные сроки лишения свободы при тех же последствиях короче на 2 года и составляют 2, 5 и 7 лет соответственно. Логика в этом решении, безусловно, есть. Учитывая повышенную ответственность для пьяных водителей, оставление места ДТП давало им возможность избежать более сурового наказания, ведь постфактум доказать наличие в организме запрещенных веществ невозможно.

Теперь же бегство фактически приравняли к совершению ДТП в состоянии опьянения. Напомним также, что наказывают за оставление любого ДТП, в том числе и без пострадавших. В этом случае ответственность наступает по части 2 статьи 12.27 КоАП РФ, причем отнюдь не символическая: лишение права управления на срок от одного до полутора лет либо административный арест до 15 суток. Как видим, законодатель настроен довольно серьезно к тем, кто не желает или боится понести заслуженную кару.

Как определяется бегство

Законодательство это понятие не конкретизирует. Однако судебная практика свидетельствует о том, что таковым можно считать не только ситуацию, когда водитель, не останавливаясь, покидает место аварии, но и, бросив машину, просто уходит или убегает.

Власти решили ужесточить нака&#...

Власти решили ужесточить наказание для тех, кто совершил аварию в нетрезвом виде и покинул место ДТП.

Случалось, что покинувшим место ДТП признавали молодую маму, которая в ожидании экипажа ДПС повела своего ребенка домой, который оказался буквально в паре кварталов, а потом пешком же вернулась, даже не думая никуда скрываться. Однако суд расценил это как способ избежать ответственности. Поэтому, как минимум, без договоренности с другим участником аварии уходить, а тем более уезжать с места не следует.

Еще одна распространенная ситуация заключается в том, что водитель отъезжает от места столкновения на некоторое расстояние. Просто из-за того, что на осознание контакта и безопасную остановку требуется время. А где время, там и расстояние. По факту это могут быть буквально 200-300 метров, но и в подобных случаях водителя тоже могут обвинить в том, что он нарушил Правила дорожного движения, не остановившись непосредственно на месте.

Как правило, чем тяжелее последствия, тем выше шанс, что отсутствие машины непосредственно в месте ДТП будет расценено как его оставление.

Справедливости ради надо отметить, что и в этом «перегибе» есть определенный смысл, ведь некоторые, чувствуя за собой вину, пользуются ситуацией, чтобы максимально усложнить объективный разбор происшествия и поиск виновника. Отъехав подальше, можно попытаться «запутать следы».

Наконец, еще одна типичная ситуация связана с тем, что водитель просто не замечает, что кого-то зацепил. Чаще это происходит в результате маневрирования на парковках и в тесных дворах. Тогда в полицию заявляет владелец пострадавшей машины или просто неравнодушные свидетели.

Как не оказаться виновным в ДТП

Как же поступить, чтобы избежать необоснованного наказания? Тем более, что с недавних пор право оставлять место аварии было закреплено законодательно: сначала в законе об ОСАГО, а потом и в Правилах дорожного движения. Речь о так называемом европротоколе, который позволяет оформить необходимые документы о ДТП не вызывая сотрудников полиции и, следовательно, не спрашивать их разрешения, чтобы оставить место аварии. Кроме того, иногда сами сотрудники ГИБДД предлагают водителям подъехать в подразделение для документирования происшествия. 

«Европротокол» позволяет оформить ДТП, не дожидаясь сотрудников ГИБДД. Главное – сделать все правильно.

Надо помнить, что «европротоко&...

Надо помнить, что «европротокол» работает при соблюдении трех условий: в ДТП участвовали только две машины, отсутствуют пострадавшие и имуществу третьих лиц не нанесен ущерб, а у обоих водителей есть полисы ОСАГО. Во всех иных случаях документы должна оформить полиция.

Впрочем, бывает, что водители в силу тех или иных причин принимают решение вообще не документировать инцидент и разъезжаются каждый по своим делам. Вот тут надо обезопасить себя от того, что другой участник ДТП передумает и все же обратится в полицию. Поэтому, прежде чем разъезжаться, надо составить в двух экземплярах расписку о том, что стороны никаких претензий друг к другу не имеют и покидают место аварии по обоюдной договоренности. Закон этого не запрещает. А вот если этого не сделать, можно будет и пожалеть потом.

При чём здесь шины?

Настало лето, но многие автомобилисты по-прежнему продолжают ездить на зимних шинах. По всей видимости, со снижением уровня комфорта, лишней тратой топлива и повышенным износом покрышек – это всем известные минусы – они смирились. А вот юридический аспект очевиден не всем. Спешим успокоить: никаких правовых последствий сам факт эксплуатация зимних шин летом не влечет.

Но есть ограничения по использованию шипованных колес в течение трех летних месяцев. Они установлены техрегламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».

Однако ответственности за несоблюдение этих требований законодательством не предусмотрено. В то же время если шины установлены не комплектом, может появиться повод для штрафа. Например, когда на одной оси стоят «шиповки», а на другой «липучки». Разные по сезонности, размерности или конструкции колеса справа и слева тоже вызовут обоснованные претензии сотрудника полиции.

Штраф невелик – 500 рублей. Но гораздо важнее, что несезонная «обувь» может привести к аварии, ведь сцепные свойства зимней шины на горячем асфальте заметно хуже. Неодинаковые колеса только усугубят ситуацию: разность коэффициентов сцепления повышает риск потери управляемости.

Законодательно не запрещено 
...

Законодательно не запрещено летом использовать зимние покрышки. Но помните – это может привести к аварии.