За что еще будут штрафовать камеры: новые функции для российских водителей

14.06.2019
0

4R.ru проанализировал зарубежный опыт и вычислил, какие новые возможности камер наши чиновники в скором времени позаимствуют у западных коллег

За что еще будут штрафовать камеры: новые функции для российских водителей

Фото: 4R.ru и из открытых источников

До 2024 года правительство РФ планирует потратить 4,7 трлн рублей на нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Одной из мер, на которую пойдет эта сумма, станет радикальное увеличение комплексов фото- и видеофиксации нарушений ПДД – с нынешних 9000 до 19 000 штук.

Еще 15 лет назад дорожных камер в России было немного, а в автоматическом режиме оформлялись главным образом нарушения скоростного режима. В наши дни водитель может получить «письмо счастья» за:

  • выезд на встречную полосу и полосу для общественного транспорта,
  • проезд на запрещающий сигнал светофора
  • непропуск пешехода
  • въезд на занятый перекресток
  • и другие нарушения

Судя по всему, власти довольны тем, как камеры наказывают водителей за дорожные проступки и заодно приносят деньги в казну. А учитывая планируемый более чем двукратный рост числа комплексов фото- и видеофиксации, нельзя исключать и расширение их функционала. 4R.ru решил изучить зарубежный опыт, чтобы понять, с какими новыми штрафами с камер российские водители смогут столкнуться в будущем. Ведь наши законодатели любят учиться у западных коллег.

Штраф за громкий звук выхлопа

Шумные автомобили – настоящий бич городов. Однако в Великобритании, кажется, придумали на них управу. В стране уже начались тесты прототипа новой камеры, которая будет выявлять машины с выхлопными системами, не соответствующим нормативам по шумности. Как рассказали в Департаменте транспорта Соединенного Королевства, камера оценивает издаваемый транспортом шум, вычисляет машины-нарушители, после чего распознает номер автомобиля и автоматически вышлет штраф владельцу. Сейчас «акустическая камера» проходит испытания, и если эксперимент признают удачными, такие устройства появится по всему королевству.

Думаете, россиян это нововведение не касается? Тогда вспомните, что в Москве уже действует система уличного видеонаблюдения, реагирующая на резкие звуки — например, стрельбу или крики. И технически ничто не мешает перенастроить подобные устройства для реагирования на «слишком громкие» автомобили. А уж соответствующий штраф в КоАП появится быстро — можно даже не сомневаться.

Штраф за отсутствие ОСАГО

О том, что водителей начнут штрафовать в автоматическом режиме из-за отсутствия полиса обязательного страхования, говорили давно. А Российский союз автостраховщиков (РСА) даже называл сроки — якобы система должна заработать уже с 1 марта 2019 года.

Однако этого пока так и не произошло. Проблемы возникли из-за расхождений в базах данных ГИБДД и в АИС ОСАГО, ошибках в VIN-номерах, дублей полисов и т. д. В итоге у РСА возник спор с Госавтоинспекции о количестве несоответствий и способах их устранения, а запуск новой функции дорожных камер было решено в очередной раз отложить.

Но расслабляться водителям пока что рано: система штрафов с камер за отсутствие ОСАГО рано или поздно заработает.

  1. Возможность автоматического контроля за наличием «автогражданки» обсуждается еще с 2015 года. И маловероятно, что власти так просто откажутся от проекта, в который было вложено столько ресурсов.
  2. В появлении такой системы заинтересованы не только власти, но и автостраховщики. Ведь возможность гарантированно получить даже нынешние 800 рублей за езду без полиса наверняка подстегнет рост продаж ОСАГО.
  3. Подобная система уже успешно работает во многих странах Европы, Японии и США. А поскольку у нас любят кивать на зарубежный опыт, то с уверенностью можно сказать — в нашу страну такая практика обязательно придет.

Персональные штрафы

Как известно, в России все «письма счастья» приходят собственнику автомобиля. Но если за рулём был другой человек, владелец может обратиться с жалобой в суд или орган, выписавший постановление, и потребовать привлечь к ответственности реального виновника нарушения. Впрочем, будем откровенны: такое у нас бывает нечасто.

А вот в Европе дело обстоит иначе. Штрафы «у них» приходят владельцу автомобиля, как и у нас. Однако каждая квитанция обязательно сопровождается фотографией водителя. И если собственник ТС ничего не нарушал, он может быстро и просто оспорить решение, указав на человека, находившегося за рулём.

Не исключено, что подобная практика придет и к нам. Причем очень вероятно, что штрафы сразу же будут направляться именно нарушителю, а не собственнику автомобиля. Это станет возможным благодаря системе распознавания лиц, которая активно внедряется в Москве. По словам столичного мэра Сергея Собянина, в 2019 году объявят конкурс на создание подобной системы, которая охватит более 200 тысяч камер видеонаблюдения. Пока что речь идет лишь о камерах, установленных во дворах, подъездах, парках, госучреждениях и т.д. Но рано или поздно это IT-решение придет и на российские дороги – можно не сомневаться. 

Штраф за телефон, курение и еду

«Письма счастья» за использование телефона за рулём — достаточно распространенная практика в мире. А учитывая, что согласно КоАП РФ за данное нарушение предусмотрен штраф 1500 рублей, власти наверняка обрадуются новой возможности пополнить бюджет. Единственное, что для этого нужно — ввести эффективную систему персональных штрафов, о которой мы говорили выше.

Интереснее другое. Вслед за «письмами счастья» за телефон могут появиться и другие – например, за курение или еду во время движения. Почему мы так думаем? Дело в том, что на Западе подобная практика уже существует. К примеру, в некоторых штатах США камеры уже рассылают водителям штрафы за употребление еды и напитков за рулем. Это означает, что после введения автоматической фиксации разговоров по телефону за рулем следующим шагом могут стать штрафы за другие отвлекающие факторы. Правда, перед этим нужно будет изменить российское законодательство — подобных наказаний российский КоАП не предусматривает. Пока не предусматривает.

Штраф за «долгую езду»

Многие знают, что в России существуют комплексы, выписывающие штрафы за превышение скорости на определенном участке дороги (например, комплекс «Автодория»). Обычно в этом случае говорят о штрафах за среднюю скорость, хотя это не совсем верно — система фиксирует лишь сам факт превышения разрешенной скорости, отталкиваясь от времени, за которое автомобиль проехал через две контрольных точки. Хотя юристы спорят, насколько данная практика соответствует закону — ведь в таких случаях в квитанциях не указывается точный адрес фиксации нарушения.

Однако принцип подобных комплексов можно использовать и для выявления нарушений установленного режима труда и отдыха. То есть если камеры зафиксируют, что водитель проехал участок между двумя крупными российскими городами за рекордное время, ему выпишут штраф за езду без отдыха. В первую очередь подобная мера может коснуться дальнобойщиков и других профессиональных водителей, которые проводят за рулем большую часть своего времени. Ну, а если вспомнить, что Минтранс уже предложил ввести в ПДД раздел «Нормы времени управления ТС и отдыха», перспектива штрафов с камер и вовсе не кажется чем-то нереальным.

Итак, уже в ближайшем будущем функционал комплексов фото- и видеофиксации может быть расширен. Правда, истинная проблема для водителей заключается не в автоматической фиксации нарушений, а в её реализации.