В путешествие на автомобиле по Европе: что нужно знать перед поездкой

01.07.2019
0

Даже у заядлых автомобильных маньяков при мысли «а не махнуть ли куда-нибудь за границу» в первый раз возникает легкая оторопь. Поможем ее преодолеть!

В путешествие на автомобиле по Европе: что нужно знать перед поездкой

Фото: из открытых источников

Плюсы и минусы автомобильных путешествий в целом давно известны — люди с бензином в крови ни на что не променяют любимый вид транспорта, а тем, кто считает этот вариант дальних поездок неудобным — ни за что на свете не объяснишь, в чем кайф.

На авто в 2019 в Европу: какие нужны документы?

Загранпаспорт с шенгенской визой, права, СТС на машину, гринкарта (ее можно купить заранее в любой страховой компании или непосредственно перед границей – в киосках или на заправках) – это минимальный набор. Лучше взять с собой также диагностическую карту техосмотра — спрашивать ее наличие очень любят на некоторых прибалтийских переходах. Правда, объяснение «мне ее не выдали на руки, а отметка есть в ОСАГО» меня каждый раз спасало.

Если вы едете на чужой машине — нужна нотариально заверенная доверенность от собственника, причем в ней обязательно должно быть указано право выезда за рубеж. Если вы едете с чужим ребенком – должно быть нотариально заверенное согласие на его вывоз за границу хотя бы от одного из родителей, а кроме собственного загранпаспорта лучше взять с собой еще и свидетельство о рождении ребенка. Все эти бумаги желательно также нотариально перевести на английский язык, хотя это и не входит в перечень официальных требований.

Много вопросов задают по поводу Шенгена. У автомобильных путешественников из России есть по сути только 5 стран, через которые они могут попасть в шенгенскую зону – это Польша, Эстония, Латвия, Литва, Финляндия – поэтому многие автопутешественники убеждены, что нужно делать визу одной из этих стран. На самом деле это не так. Несмотря на некоторую непрозрачность шенгенских правил, визу лучше делать той страны, в которой вы проведете наибольшее количество времени за срок действия визы – таким образом вы увеличиваете вероятность получения более долгосрочной визы в консульстве той же страны. Доказать это при автомобильном путешествии внутри Шенгена (если вообще придется это доказывать) можно только бронями отелей и любыми чеками из этой страны, потому что автомобильные штампы в паспорте вам будут ставить только на въезде и выезде из шенгенской зоны.

Какие права на авто нужны в Европе?

Во всех европейских странах можно ездить с обычными российскими правами, брать в прокат автомобили, мотоциклы и квадроциклы — и у прокатов, и у полиции есть специальные справочники с водительскими удостоверениями разных стран, расшифровкой условных обозначений и т. п., да и современные российские права достаточно «дружелюбны».

Однако чаще для экономии времени лучше иметь с собой и международное водительское удостоверение. Особенно в тех местах, где к иностранным правам не очень-то привыкли, а люди в большинстве своем не знают ни английского, ни тем более русского. Например, в Албании, центральных (не приморских) районах Турции, на юге Италии и т. п. Хотя ни для пересечения границы, ни для вождения международное в/у не нужно ни в одной стране Европы, надежнее его иметь, чем не иметь, тем более, что стоит оно на самом деле копейки.

Класс экологичности автомобиля для въезда в Европу

Вопреки расхожему мнению, никаких особых экологичных требований к автомобилям, пересекающим границу, нет – если автомобиль прошел техосмотр в России, то и в Европу его пропустят без проблем. Другое дело, что машина не должна иметь вопиющих внешних повреждений или заметных снаружи неисправностей. С трещиной на лобовом стекле, негорящим габаритом или «кенгурином» пропускают через раз, с льющимся из двигателя маслом или тосолом, рычащим глушителем или коптящим мотором – практически никогда, но с такими неисправностями в Евросоюз лучше и не соваться – разоритесь на ремонте и обслуживании.

Как поехать на своем автомобиле в Европу и не разориться?

Кстати, достаточно актуальный вопрос. Первое, что шокирует российского водителя – это стоимость топлива – она в два раза выше, чем в России или в Белоруссии. Дешевле всего путешествовать на автомобиле, оборудованном ГБО или на экономичном дизеле с большим баком. В этом случае можно под пробку залиться дешевым топливом перед границей — это, пусть и ненадолго в масштабах большого путешествия, отсрочит покупку дорогого горючего.

Можно взять с собой канистру, но имейте в виду, что провезти через границу не в баке автомобиля вы можете не больше 10 литров. Так что это скорее мера предосторожности, чтобы не обсохнуть на трассе, чем реальная экономия.

Многие путешественники боятся платных дорог, но на самом деле их не так уж и много и сделаны они все-таки скорее для местных жителей, чем для туристов, т. к. позволяют существенно сократить путь, а не полюбоваться красотами. Пожалуй, самые развитые и дорогие платные дороги – во Франции и Италии, большой (через всю страну!), но не очень дорогой «платник» проложен по горам в Греции, отдельные, достаточно дорогостоящие отрезки есть в Германии (например, тоннель, ведущий в Прагу). В некоторых странах – например в Словении – нужно обязательно покупать виньетку и клеить ее на стекло — получается, что там платные все дороги.

О европейских штрафах тоже ходят легенды, но если честно – я налетал на них всего один или два раза в Латвии, и то при езде за городом с прицепом, и отделался лишь легким внушением. Вам наверняка уже в Польше бросится в глаза, что в большинстве случаев местные водители довольно нагло игнорируют даже явные ограничения скорости, заданные знаками. Вроде стараешься соблюдать скорость, указанную на знаке, но когда поток едет вдвое быстрее – это не очень-то комфортно. Мы решили, что будем ездить в потоке «как все» и за 11500 километров по Европе ни разу не попались ни на стационарные камеры, ни на полицейские засады, ни на измерение скорости из движущейся полицейской машины (такой вариант тоже практикуется). По крайней мере, ни одного «письма счастья» в России мы не получили.

Третий пункт касается еды. Очень советуем иметь с собой хотя бы минимальный кухонный инвентарь — туристическую газовую горелку, котелок, складной мангал, нож и разделочную доску, одноразовую (или многоразовую) посуду — еда, купленная в супермаркете и приготовленная самостоятельно, будет вкуснее и значительно дешевле, чем в большинстве придорожных забегаловок и уж точно — чем на заправках.

Существенно сэкономить на проживании в пути можно, если ваш автомобиль позволяет разложить сиденья и с комфортом спать в машине. Если с палатками и кемперами все обстоит несколько сложнее – под них нужно искать специальные места – то в машине можно спать практически везде, где разрешена парковка (одна из самых экзотических моих ночевок была в Будапеште прямо под стенами Рыбацкого Бастиона – ночью там бесплатная парковка, а за 1 евро доступен туалет). Однако стоит учитывать, что расхожая фраза «в Европе на каждой заправке есть душ» - к сожалению, очень далека от действительности. Стоянки с душем – достаточно большая редкость, их надо искать заранее и строить маршрут через них, если собираетесь ехать «дикарем».

Другой распространенный миф: в Европе дешевый интернет и нет межнационального роуминга. Как бы не так! Хваленый Orange, купленный на первой же заправке в Польше, худо-бедно «проскрипел» Словакию, и уже в Венгрии отключился навсегда, без перспектив пополнить счет или хоть что-то с этим сделать. В Греции, например, его нет совсем — работают другие операторы. А в Турции стоимость тарифа взлетает до небес, если вы покупаете симку по заграну, а не по местному паспорту! Все эти особенности стоит учитывать при планировании.

Как спланировать маршрут?

Вот это и есть самый главный кайф самостоятельного путешествия по Европе на своем автомобиле! Открываете карту, включаете фантазию и перед вами расстилаются возможности, ограниченные только временем вашего отпуска и толщиной кошелька. Теплые моря с лучшими в мире пляжами, холодные моря с самыми живописными на свете фьордами, горы и замки, «дикарский» отдых и ни с чем несравнимая культура Старого Света – и все это можно уместить в одно путешествие! Сегодня вы отмокаете после долгой дороги в Купальнях Сечени и осматриваете Будапешт, завтра – рыбачите и ночуете с палаткой на горной реке в Словении, послезавтра – наслаждаетесь гондолами в незабываемой Венеции, «а что с вами будет через неделю – ведает только Аллах» - как пелось в одной популярной когда-то песне. И все это – настолько автономно, насколько только можно себе представить!