09.08.2018

Что такое ДТП и когда его можно не оформлять?

Стоит ли вызывать сотрудников ГИБДД, если вы пролили кофе?

Что такое ДТП и когда его можно не оформлять?

Фото: Wellnhofer Designs/Fotolia.com

Обратная сторона автомобилизации — дорожные аварии. При всем их многообразии далеко не каждый инцидент, связанный с автомобилем или мотоциклом, можно считать дорожно-транспортным происшествием. И дело тут не столько в названии, сколько в самой сути события, ведь от нее зависит алгоритм действий водителя, а также шанс на получение страхового возмещения. Ну, а если серьезно пострадали или даже погибли люди, обстоятельства влияют уже на квалификацию преступления. Так что понимать, в чем отличие дорожно-транспортного происшествия от несчастного случая или, скажем, убийства по неосторожности, бывает без преувеличения жизненно важно.

ДТП — это «событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием»
Что такое ДТП и когда его можно не оформлять?

Фото: Агентство городских новостей «Москва»

Что такое ДТП?

Исходя из определения в Правилах дорожного движения, ДТП — это «событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб». Как видим, все признаки происшествия перечислены. Первый из них — движение, а точнее, его взаимосвязь с последствиями. Если вашу припаркованную во дворе машину задел другой проезжавший мимо автомобиль — это ДТП. Следовательно, для документального оформления его последствий надо обращаться в ГИБДД. Если же царапину оставил своей лопатой неаккуратный дворник, а стекло разбил упавшая с крыши сосулька, дорожно-транспортным такое происшествие не будет. В этом случае для восстановления справедливости надо идти в полицию.

Парадокс, но законодательно так и не определено точно, что же считать дорогой, а что нет

Что такое дорога?

Другой обязательный признак ДТП — наличие дороги. Вот здесь вообще все очень туманно, так как, по большому счету, законодательно до сих пор четко не определено, что же считать дорогой. Согласно ПДД это «обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения». Выходит, что дорога — это практически любое место, где возможно движение транспортных средств.

Помимо, собственно, улично-дорожной сети в привычном понимании, сюда же смело можно отнести дворовые проезды, территории многоярусных паркингов и гаражных кооперативов, автозаправок, сервисных центров и прочих мест, куда открыт въезд машинам. ПДД здесь действуют в полном объеме, включая определение и оформление ДТП. С другой стороны, не вполне понятно, как быть с инцидентами вне специально обустроенной инфраструктуры.

Например, если столкновение произошло в чистом поле или машина упала в реку во время выезда на пикник. Полоса земли? Да. Обустроенная для движения? Нет. Приспособленная? Да, ведь «приспособил» ее какой-то водитель, который для себя решил, что он здесь сможет проехать. Однако ни у ГИБДД, ни у страховых компаний на этот счет единого мнения нет.

Если авария произошла на спорной территории и привела к ущербу, лучше вызвать полицию, а не обязательно ГИБДД

В любом случае, если авария на такой спорной территории привела к ущербу, лучше вызвать полицию (не обязательно ГИБДД). По крайней мере, у вас будут подтверждающие документы, с которыми, если потребуется, можно будет отстаивать свои интересы в суде. Но не забывайте и о том, что даже в чистом поле не обойтись без соблюдения правил движения, включая запрет садиться за руль в нетрезвом состоянии. Случись что, даже символическая доза алкоголя в организме сыграет против водителя.

Как оформлять?

Обязательный признак ДТП — ущерб. Материальный, если пострадало имущество, либо физический — здоровье или жизнь. По этим основаниям к ДТП можно отнести даже резкое торможение, в результате которого вы пролили стакан кофе и потребовалась химчистка салона. Правда, большого смысла в оформлении такого происшествия нет, ведь страховое возмещение в рамках ОСАГО по закону вам не положено. В отличие от ситуации, когда, например, в салоне городского автобуса из-за действий водителя падает и травмируется пассажир. Такое происшествие можно оформить по всем правилам и даже рассчитывать на возмещение причиненного вреда, если его не удается покрыть с помощью системы обязательного медицинского страхования. Если к таким последствиям привели противоправные действия водителя автобуса или другого участника движения, его ждет наказание. В заключение напомним, что любых неприятных последствий можно избежать, если быть внимательным и строго следовать Правилам дорожного движения.

Европротокол буксует

По мере развития европротокола, когда для получения страховой выплаты по ОСАГО нет необходимости оформлять документы в полиции, сотрудники ГИБДД все неохотнее выезжают на место аварии. Если нет пострадавших, в лучшем случае вам предложат сфотографировать место происшествия и повреждения машин, а затем самим доехать до подразделения дорожной полиции, а в худшем — отправят сразу в страховую. Последний вариант предлагается, если выполнены все формальные основания для оформления ДТП по европротоколу, коих всего два: ущерб причинен только транспортным средствам, участвовавшим в ДТП, и таких транспортных средств только два, причем ответственность водителей обоих застрахована по ОСАГО. Однако необходимо помнить, что лимит возмещения по европротоколу — 100 тысяч рублей.

Что такое ДТП и когда его можно не оформлять?

Фото: Lada

Важно, что с 1 июня согласия водителей в оценке обстоятельств и полученных машинами повреждений формально больше не требуется. По закону при наличии разногласий на этот счет, а также для получения возмещения в сумме до 400 тысяч рублей для аварий, произошедших на территории Москвы, Санкт-Петербурга и их областей, придется озадачиться фиксацией и передачей страховщикам информации о ДТП с помощью специального ГЛОНАСС-модуля или приложения для мобильных устройств. Увы, но на практике воспользоваться нововведением пока не получится. Системы ЭРА-ГЛОНАСС, которыми с прошлого года оснащают все новые машины, такую задачу без доработки решить не может. Приложение же до сих пор разрабатывается. В сухом остатке имеем следующую ситуацию: европротокол можно задействовать только при наличии согласия в оценке всех обстоятельств аварии, и на возмещение в размере более 100 тысяч рублей лучше не рассчитывать.



Подпишись на канал 4r.ru в Яндекс.Дзен

Подписаться
Поделиться ссылкой
Мы в соцсетях:
Читать о:
Бюджет
Тип кузова