ЭПТС: чего ждать от введения электронного паспорта транспортного средства?

09.08.2018
1

В России введен в действие электронный паспорт транспортного средства  — ЭПТС. Что это такое, и как жить автовладельцам в новой виртуальной реальности?

эптс

Фото: АО «Электронный паспорт»

Система электронных паспортов — СЭП — создана в соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 № 122 «Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники». В России действие документа регулирует Постановление Правительства РФ от 5 октября 2017 года №1212  «О введении в Российской Федерации электронного паспорта транспортного средства».

Электронный паспорт транспортного средства, шасси транспортного средства, самоходных машин и других видов техники — это электронный документ, хранящийся в Системе электронных паспортов. Он обладает уникальным номером, состоящим из 15 цифр, и содержит определенный состав сведений об автомобиле, мотоцикле, скутере, грузовике, автобусе и т. д.

За техническую реализацию СЭП отвечает АО «Электронный паспорт», созданное в структуре Государственной корпорации «Ростех». Оно одновременно является и администратором в ЕАЭС, и оператором Систем электронных паспортов на территории России. АО «Электронный паспорт» обеспечивает сохранность информации о транспортных средствах и их защиту на уровне безопасности систем, хранящих персональные данные.

Где и с какого момента вводится ЭПТС

Система электронных паспортов должна работать на территории всех государств-членов ЕАЭС: России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии (Армения на находится в процессе присоединения к Соглашению). Но пока, кроме России технически никто к переходу на электронный вид регистрации автомобилей не готов. Решении о начале работы системы переносилось неоднократно, и сейчас официальной датой введения ЭПТС во всех обозначенных странах названо 1 ноября 2019 года. С этого момента должна быть прекращена выдача бумажных ПТС, и все новые выпущенные, ввезенные автомобили, или транспортные средства, в обычном паспорте которых закончилось место, будут регистрироваться в электронной системе.

В России дожидаться этой даты не стали. Оформить электронный паспорт транспортного средства можно будет, когда в МВД подпишут приказ о принятии новых «Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ» и внесении изменений в «Административный по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним», утвержденный приказом МВД России от 7 августа 2013 г. № 605. Документы уже прошли все необходимые стадии согласований и одобрений и только ждут подписи министра Колокольцева.

Какие сведения содержатся в российском ЭПТС?

В электронном паспорте есть два типа информации. Первый — обязательный для всех транспортных средств, зарегистрированных на территории государств-членов ЕАЭС. Сюда включены реквизиты самого документа, основные сведения (как на первой странице бумажного ПТС с идентификационными данными транспортного средства), и, поскольку электронный документ не имеет никаких ограничений по объему, то в нем есть еще около 80 пунктов технического описания автомобиля, в основном повторяющих информацию из одобрения типа транспортного средства.

Второй тип информации относится к категории сведений, носящих информационный характер, и их состав и обязательность внесения определяется каждым государством отдельно. В России дополнительные сведения утверждены постановлением правительства и могут включать в себя: данные о собственнике, документ, удостоверяющий право собственности на транспортное средство, сведения о техническом осмотре, введении ограничений (обременений), о страховании и страховых случаях, о ДТП. Информация о собственнике представляется на добровольной основе, только по его согласию с применением всех норм закона «О персональных данных» с подписанием согласия на их обработку. Другая дополнительная информация вносится ее обладателем: пунктами техосмотра, сервисами, залогодержателями, судебными приставами, страховщиками, в том числе с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.

Кому доступны сведения из ЭПТС?

Сведения, содержащиеся в ЭПТС, доступны: госорганам (МВД, налоговой службе, ФССП), а также собственнику транспортного средства.  Автовладелец может получить на руки выписку из ЭПТС: ее выдадут дилеры вместе с договором купли-продажи или уполномоченные организации при оформлении электронного документа. В перспективе автовладельцы смогут получать выписку из ЭПТС в Многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) или через сайт Госуслуг.

Потенциальный покупатель на договорной основе может узнать информацию о приглянувшемся ему автомобиле в интересующем его объеме сведений с использованием специальных сервисов Администратора Систем электронных паспортов, при наличии номера ЭПТС или VIN.

Обязателен ли ЭПТС?

Для автовладельцев получение ЭПТС не обязательная, а добровольная процедура. Для покупателей новых транспортных средств вид получаемого ПТС зависит от того, имеет ли изготовитель или орган, выдающий документ, возможность и желание оформить паспорт в электронном виде. С 1 ноября 2019 года бумажные ПТС выдаваться не будут, но находящиеся на руках документы будут действительны неограниченный срок.

За время подготовки системы электронных паспортов более чем 100 организаций, выпускающих в обращение около 97% от всех производимых в Российской Федерации транспортных средств, оформили в тестовом режиме более 18 тысяч электронных паспортов.

Кто и когда выдает ЭПТС

Существует четыре источника появления электронных паспортов: производители техники, которые оформляют новые машины; пункты техосмотра, которые выдают виртуальный документ для автомобилей на вторичном рынке; таможни, которые регистрируют ввозимую технику; испытательные лаборатории или техинспекции, обслуживающие вновь созданные или переделанные в единичном порядке транспортные средства.

Все организации, имеющие право на территории России выдавать ЭПТС занесены в перечни, сформированные и опубликованные на сайте Мипромторга.

В списке изготовителей на данный момент представлено 757 предприятий, в большинстве своем выпускающих спецтехнику: грузовики, автобусы, трактора, комбайны, вездеходы, бурильные установки и т.п., а также заводы по производству и сборке легковых автомобилей: АвтоВАЗ, «Автотор», «ДерВейс», «Джи Эм-АвтоВАЗ», «Мазда», «Мерседес», «ПСМА», «Рено», «Тойота», УАЗ, «Форд Солерс», «Хендэ», «Чери», ГАЗ. Причем некоторые изготовители уже указали своих дилеров, как представителей по выдаче ЭПТС. Второй перечень состоит из 151 уполномоченного органа, осуществляющего оформление паспортов. В него вошли таможни, различные инспекции и надзорные ведомства, а также некоторые дистрибьютеры.

Я хочу получить ЭПТС. Как это сделать?

Если у автовладельца есть желание получить электронный документ на свой автомобиль, то он должен обратиться на пункт техосмотра, включенный во второй перечень Минпромторга, или в другую уполномоченную организацию с заявлением о выдаче ЭПТС. После оплаты пошлины (600 рублей) и внесения всех необходимых данных в течении не более 24 часов формируется новый документ, автовладельцу сообщается номер электронного паспорта, и может быть выдана выписка из него. Бумажные паспорта транспортных средств, взамен которых оформлены электронные паспорта, считаются недействительными с момента оформления ЭПТС.

Как изменится регистрации ТС в ГИБДД?

Форма паспорта транспортного средства не влияет на привычный алгоритм взаимодействия с ГИБДД. Но процесс должен теперь пойти быстрее, поскольку данные автоматически будут подгружаться в базу данных ГАИ, и их не нужно вводить вручную. Основным регистрационным документом остается свидетельство о регистрации транспортного средства — СТС.

До 1 ноября 2019 года ГИБДД продолжит выдавать бумажные ПТС взамен закончившихся или утерянных. После этой даты или при наличии действующего ЭПТС информация о проведенных регистрационных действиях в автоматическом режиме будет направляться в систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) администратору системы электронных паспортов, и уже он будет вносить изменения в данные документа. При постановке на учет автомобиля с ЭПТС, данные на машину могут быть получены сотрудниками ГАИ через СМЭВ. Может их предоставить и новый собственник. Остальной пакет документов, необходимых для регистрации автомобиля, не изменится: заявление о регистрации, паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство (договор купли-продажи, справка-счет, дарственная, свидетельство на право наследства, решение суда и т.п.), полис ОСАГО.

Статусы ЭПТС и отказ в регистрации

У электронного документа должен быть статус «действующий». Он присваивается паспорту на новую или впервые ввезенную машину после уплаты утилизационного сбора. Если у ЭПТС статус «незавершенный», то не уплачен утилизационный сбор. «Погашенный» — ТС прошло доработку и получило новый документ. «Аннулированный» – ТС покинуло границы ЕАЭС, в его данных допущена ошибка, есть признаки противоправных действий и т.п.  «Утилизированный» — понятно без объяснений. При наличии любого статуса, кроме «действующего», в регистрации ТС будет отказано.

Что делать, если нужно внести изменения в ЭПТС?

Если понадобилось изменения в связи со сменой места регистрации, сменой фамилии владельца, замене номерных агрегатов, внесения изменений в конструкцию, то, как и прежде, нужно обращаться в ГИБДД. В зависимости от ситуации нужно предоставить подтверждающие законность перемен документы, пройти регламентированные процедуры и получить новое свидетельство о регистрации. Персональные данные собственник при желании сможет поменять сам, подав заявление, а новые данные автомобиля в электронный паспорт попадут через СМЭВ.

Вне зависимости от того, какой паспорт у транспортного средства, данные о его владельце вносятся в базу Федеральной информационной системы ГИБДД. Эта информация будет доступна только госорганам, имеющим право делать на нее запрос по закону. Система электронных паспортов отразит лишь факт смены владельца и изменения в данных автомобиля, если таковые произошли.

ОСАГО при ЭПТС

Если автомобиль уже зарегистрирован в ГИБДД, и есть свидетельство о регистрации ТС, процедура приобретения полиса не меняется. Но если вы купили автомобиль с ЭПТС и еще не поставили его на учет, то в качестве документа о регистрации транспортного средства можно предоставить только выписку. Российский союз автостраховщиков и АО «Электронный паспорт» договорились о том, что до 1 сентября 2018 года выписки будет достаточно для оформления ОСАГО. После этой даты начнется обмен сведениями через государственную Систему межведомственного электронного взаимодействия, и страхователи получат доступ к данным о транспортном средстве. Предоставление информации о собственнике автомобиля и территории преимущественного использования для расчета соответствующего коэффициента, по-прежнему останется добровольным.

В целом введение электронных паспортов должно упростить жизнь автовладельцев. Основной документ на автомобиль невозможно будет потерять, его будет сложно подделать, что приведет к сокращению мошеннических схем. Но добровольность внесения дополнительной информации, в том числе о собственнике, никак не повлияет на деятельность профессиональных торговцев автомобилями на вторичном рынке — перекупов. Поэтому не забывайте, что за создание прозрачной истории транспортного средства отвечают только сами автовладельцы.