13.09.2018

Секреты вождения: как нужно ездить по разбитым дорогам?

На примере Lada Vesta Cross разбираемся, как правильно вести себя на дороге с плохим покрытием.

Секреты вождения: как нужно ездить по разбитым дорогам?

Фото: Вячеслав Крылов

Российские дороги, к сожалению, не всегда радуют наших водителей хорошим качеством. Ямы, колейность, трещины встречаются частенько. И мы решили рассказать, как правильно и безопасно управлять автомобилем на плохой дороге. И в этом нам поможет Lada Vesta Cross — новый автомобиль в модельном ряду марки. Популярный седан получил в названии «внедорожную» приставку Cross, а вместе с ней и перенастроенную, более энергоемкую подвеску, увеличенный до 203 мм дорожный просвет и защитный обвес кузова. Идеальный кандидат, который как никто другой сможет продемонстрировать, как избежать самых распространенных опасностей на наших дорогах. В первом материале серии мы рассказываем о возможных сложностях на асфальтированных участках.

Урок 1. Едем медленно и внимательно

Знаете присказку: «Больше скорость, меньше ям»? Доля правды в ней, конечно, есть. Но стоит ли подвергать автомобиль лишним нагрузкам? А если неожиданно попадется яма покрупнее? Поэтому наш главный совет — выбирайте скорость правильно!

Секреты вождения: как нужно ездить по разбитым дорогам?

Урок 2. Тормозим перед препятствием

Если нет возможности объехать неровность, то постарайтесь минимизировать последствия наезда на нее. Резко и коротко нажмите на педаль тормоза прямо перед ямой. Так вы разгрузите переднюю ось и минимизируете последствия удара для подвески. Да, у Vesta Cross пружины и амортизаторы расчитаны на наши дороги, но поберечь машину — не лишнее.

Урок 3. Распределяем вес по науке

А вот на самой неровности никогда не нужно нажимать на педаль тормоза. Иначе вы только усилите нагрузку как на подвеску, так и на саму тормозную систему. Правило второе — не пытаемся затормозить двигателем, меняя передачи на одну-две вниз, хотя на Vesta Cross с ее удобной МТ именно это и хочется сделать. Но лучше попробуйте отрывистыми, но плавными движениями менять буквально не несколько градусов угол поворота руля — влево-вправо и обратно. Это позволит немного перераспределить нагрузку и разгрузить амортизаторы.

Секреты вождения: как нужно ездить по разбитым дорогам?

Урок 4. Въезжаем под углом

И вот впереди препятствие с острыми углами — такие встречаются, когда дорожники снимают асфальт. Влетев на большой скорости на такое «лезвие», можно и колесо пробить. Поэтому перед острым выступом стараемся сбросить скорость и въехать на опасный участок с чуть вывернутыми колесами. Так удар будет не таким сильным и шины не пострадают.

Секреты вождения: как нужно ездить по разбитым дорогам?

Урок 5. Смотрим на дорогу правильно

Бывает, отведет водитель взгляд, а тут вдруг яма впереди. И откуда только взялась? В такой ситуации нельзя смотреть на препятствие, иначе ровно в него и поедете. Такая вот психологическая хитрость. Смотрите туда, где вы будете препятствие объезжать. В том числе и поэтому важно подобрать правильную посадку за рулем. Регулировка сиденья по высоте, а руля по вылету — функции, которыми не стоит пренебрегать. У Lada Vesta Cross они есть.

Урок 6. Проезжаем ж/д пути и «лежачих полицейских»

Сами по себе «лежачие полицейские» не так уж и опасны для автомобиля. Но это только если они соответствуют требованиям ГОСТа. А такое, увы, встречается далеко не всегда. Поэтому перед искусственной неровностью рекомендуем быть предельно внимательным, хотя, конечно, владельцы автомобилей, специально подготовленных для России, как Vesta Cross, могут быть спокойнее. С железнодорожными переездами сложнее. У покрытия часто встречаются острые края, а сами рельсы бывают очень скользкими. Поэтому здесь — максимум внимания!

Секреты вождения: как нужно ездить по разбитым дорогам?

Урок 7. Осторожно, обочина!

Съезд на обочину опасен тем, что машину, колеса которой попали на поверхность с разным покрытием, может занести. Наша Lada Vesta Cross оснащена антиблокировочной системой с электронным распределением тормозных сил, системой электронного контроля устойчивости и противобуксовочной системой. Но даже при таком внушительном наборе современного оборудования, автомобиль не застрахован он заноса из-за слишком разных сцепных свойств покрытия. Лучше всего заблаговременно снижать скорость.

Секреты вождения: как нужно ездить по разбитым дорогам?

Урок 8. Крутить руль нужно быстро

Какие только сюрпризы не готовят водителям отечественные трассы! То собака выбежит, то дорожники забудут ограждение, то булыжник необъяснимым образом окажется прямо посередине трассы. Чтобы в критической ситуации избежать наезда на препятствие, нужна мышечная память — тогда вы правильно повернете руль еще до того, как полностью осознаете все «головой». Практикуйтесь на площадке — чем быстрее ваши руки научатся крутить руль, тем больше у вас шансов правильно среагировать в сложный момент. Тренировка нужна всем, но проще, конечно, если у машины есть хороший усилитель руля, как у Lada Vesta Cross.

Секреты вождения: как нужно ездить по разбитым дорогам?

Урок 9. Тормозить или маневрировать?

Быстро крутить руль научились? Следующий урок: никогда не пытайтесь объехать препятствие по встречной полосе. За такой маневр, даже если он и был вынужденным, можно лишиться прав. ПДД требуют, чтобы в экстренной ситуации водитель максимально снизил скорость, если потребуется — до полной остановки. А вот об объезде препятствия в правилах нет ни слова. Обязательно потренируйте на вашем автомобиле торможение «в пол», чтобы понимать, как он останавливается. Учтите, что автомобили с дисковыми тормозами спереди и сзади, как у Lada Vesta Cross, замедляются очень эффективно.

Секреты вождения: как нужно ездить по разбитым дорогам?

Правовые вопросы: какие ямы допускаются законом?

Скоро дорожникам придется осваивать новый национальный стандарт ГОСТ Р 50597−2017, вступающий в силу 1 сентября и предъявляющий требования к эксплуатационному состоянию автодорог по условиям безопасности движения.

Секреты вождения: как нужно ездить по разбитым дорогам?

Стандартом установлены не только минимальные параметры повреждений дорожного полотна, но и предельные сроки ремонта. Вмешательства дорожных служб требуют ямы длиной от 15, глубиной от 5 сантиметров и площадью от 0,6 м², а также еще меньшие, если на 100 метрах полосы движения их более одной. В зависимости от категории дороги ремонт таких дефектов должен быть завершен в течение от 1 до 12 суток. Колейность, волны, гребенки должны быть устранены в течение 5 — 14 дней.

Секреты вождения: как нужно ездить по разбитым дорогам?

На сглаживание выступов швов дается неделя, на замену поврежденных крышек люков и решеток — 3 часа. Если на проезжей части обнаружились посторонние предметы, их удаление — тоже обязанность организации, ответственной за эксплуатацию этого участка дороги. На все про все — 3 часа. Грязь, пятна мазута и прочие загрязнения площадью более 1 квадратного метра надо удалить в срок от 1 до 3 суток в зависимости от категории дороги. Не ленитесь сообщать о замеченных на дороге недостатках эксплуатирующей организации или ГИБДД.

Секреты вождения: как нужно ездить по разбитым дорогам?

А что же делать, если на проезжей части оказалась яма, водитель пробил колесо, и машину вынесло на полосу встречного движения? Избежать наказания можно только одним способом — документально зафиксировать повреждение дороги, послужившее причиной столкновения. Для этого следует обязательно обращаться в ГИБДД, а приехавшему на место ДТП инспектору надо указать на имеющиеся недостатки и потребовать отразить их в документах.

Коротко о нашем автомобиле

В семействе Lada Vesta пополнение — один из самых популярных и востребованных автомобилей российского рынка обзавелся модификацией Cross. Журнал «АвтоМир» стал одним из первых, кому удалось протестировать новую Lada Vesta Cross. Седан получил внедорожную атрибутику — защитные накладки на кузов, увеличенный до 203 мм дорожный просвет и энергоемкую подвеску. Испытывать новый автомобиль мы решили плохими дорогами, где Vesta Cross чувствует себя, как подтвердили наши тесты, очень уверенно.

Стартовая цена Lada Vesta Cross — 763 900 рублей.
Технические данные

Длина, мм

4424

Ширина, мм

1785

Высота, мм

1526

Колесная база, мм

2635

Снаряженная масса, кг

1230−1380

Объем багажника, л

480

Дорожный просвет, мм

203

Двигатель, число цилиндров

R4

Объем двигателя, см3

1774

Макс. мощность, л.с.

122 (5900)

Макс. момент, Нм (об/мин.)

170 (3700)

Тип привода

Передний

Коробка передач

МКП-5

0−100 км/ч, с

10,5

Макс. скорость, км/ч

180

Топливо

Бензин АИ-92

Объем топливного бака, л

55

Расход (смеш.), л/100 км

7,7

Расход (город), л/100 км

9,9

Расход (трасса), л/100 км

6,4

Цена протестированного автомобиля, руб.

834 900



Поделиться ссылкой
Мы в соцсетях:
Читать о:
Бюджет
Тип кузова