19.10.2018

Без пыли и шума: «Мерседесы» на водороде и электричестве

Продажи автомобилей с электрической составляющей растут как на дрожжах и в Европе, и в Северной Америке. Все больше компаний заявляют о «тотальной электрификации» своего модельного ряда. Сегодня мы заглянем в ближайшее будущее вместе с новым суббрендом EQ от Mercedes-Benz.

Без пыли и шума: «Мерседесы» на водороде и электричестве

Фото: автора; Daimler

Что такое EQ?

Производители автомобилей все больше убеждаются в том, что будущее за электричеством. Более того, многие считают — и вполне справедливо — что электричество представляет особые выгоды, когда его получают на борту автомобиля. Нам давно уже знакомы классические и plug-in гибриды, а также электромобили типа Opel Ampera, которые получают энергию для электромотора от ДВС. Очередные шаги в этом направлении — полностью электрические автомобили и машины с водородными источниками энергии.

Справедливости ради стоит сказать, что, например, первые полностью электрические smart появились еще в 2007 году, а водородные Mercedes-Benz B-Класса — в 2010-м. Особой популярности эти модели не снискали, но теперь, на очередной волне тотальной электрификации, «Мерседес» выступает гораздо увереннее и намного более широким фронтом.

Три направления электрификации Mercedes-Benz:

  • EQ Power — бензиновые и дизельные гибриды, а также plug-in гибриды
  • EQ Boost — модели с ДВС, стартером-генератором и 48-вольтовой бортовой сетью
  • EQ — полностью электрические модели (включая водородный GLC)

На данный момент создано 32 модификации с тем или иным «вмешательством» электричества. Высоковольтная лихорадка со временем охватит весь модельный ряд Mercedes-Benz, а количество разнообразных EV-версий к 2022 году увеличится до 130! Планируется, что к 2025 году доля таких автомобилей у «Мерседес» составит от 15 до 25%.

Зачем это все?

Основной задачей электромобилей считается сокращение количества вредных выбросов в городах. Помимо этого, вы получаете такие приятные бонусы, как возможность реже заезжать на обычные заправки (в случае с гибридами), передвигаться почти бесшумно, динамично ускоряться с ноля оборотов и управлять настройками «климата» автомобиля через смартфон. Ну и самый большой плюс — наличие во многих странах специальных льготных программ при покупке и эксплуатации. Автопроизводитель же не только демонстрирует таким образом свои самые передовые наработки, но еще и снижает «среднюю температуру по больнице» — уровень выбросов СО2 по всему модельному ряду.

Есть, конечно, и минусы. Автомобили с дополнительно навешанной электроникой всегда тяжелее, дороже, и у них, как правило, меньшего объема багажники и не столь высокий клиренс. Мы попробовали оценить основные преимущества и недостатки электрифицированных Mercedes-Benz, посетив специальный технический семинар, посвященный старту суббренда EQ.

Mercedes-Benz S 560e

Устройство: на чем ездит?

Plug-in гибрид S-Класса присутствовал в модельном ряду Mercedes-Benz и до весеннего рестайлинга 2017 года, и назывался он 500е. Под капотом остался тот же бензиновый двигатель V6 (теперь он развивает 367 л. с.), интегрированный в автомат 9G-TRONIC электромотор увеличил мощность до 121 л. с., в результате суммарная отдача превзошла таковую у бензиновой модификации S 560 и достигла 476 л. с. Емкость аккумуляторной Li-NMC батареи возросла с 8,7 до 13,5 кВт⋅ч.

Как и чем заправлять?

Как и в случае с другими plug-in гибридами, запас хода 560е можно увеличить двумя способами — заехать на обычную бензиновую АЗС или подключиться к розетке, чтобы восполнить запасы электричества. От специальной «мерседесовской» зарядки Wallbox аккумулятор можно зарядить за 1,5 часа или за 5 часов — от стандартной домашней сети.

Как едет и каков запас хода?

В своей гибридной вариации Mercedes-Benz S-Класса все так же остается одним из самых статусных и комфортабельных автомобилей на планете. Но теперь возлегать на заднем диване, положив голову на мягкую элегантную подушечку и вытянув ноги, стало еще комфортнее по простой причине: в электрическом режиме S-Класс становится и вовсе бесшумным. Быстро и молчаливо сменяются пейзажи за окном… Правда, в абсолютной тишине вам не удастся находиться долго: запас хода лимузина на электротяге не более 50 км, а в городских реалиях и с постоянно работающей климатической установкой и того меньше. Зато качество разгона у гибрида другое. Электромотор, как известно, выдает максимум тяги уже с минимальных оборотов, что обеспечивает более сочный и уверенный старт с места. Говорят, именно из-за этого ощущения многие сильные мира сего и выбирают plug-in гибриды.

Перспективы

В России уже пробовали торговать гибридами «Мерседес». Это был S-Класс S400 hybrid прошлого поколения W221, который почти совсем не пользовался спросом. К осени следующего 2019 года к нам, скорее всего, приедут гибридные модели C 300e и E 300e. Вопрос о поставках флагмана — S 560e — пока обсуждается.

Mercedes-Benz GLC F-cell

Устройство: на чем ездит?

Безусловно, водородный кроссовер GLC — самое любопытно транспортное средство от Mercedes‑Benz на данный момент. Вместо бензина/дизеля — чистый водород. Вместо выхлопа — вода и пар. Вместо рева двигателя — едва заметный шелест шин и шум ветра на высоких скоростях. Сюр? Нет, теперь уже абсолютная реальность.

По сравнению с установкой, которая использовалась восемь лет назад на B‑классе, новая стала на 30% компактнее и на 25% легче, а отдача стала выше на 40%. При этом на треть стала компактнее сама водородная установка, а количество используемой платины сократили аж на 90%.

Как это работает? Водородная установка под капотом вырабатывает электричество для питания электромотора, который находится за задней осью (да-да, этот «кроссовер» моноприводный!). Предусмотрено четыре режима движения — Hybrid (водород + установленный под полом багажника аккумулятор), Battery (движение только на электричестве), F-cell (работает только водородная установка) и Charge (принудительно заряжается аккумулятор).

Как и чем заправлять?

Жить с таким автомобилем можно только поблизости от водородных заправочных станций, который пока еще совсем мало даже в Германии. Заряжать же аккумулятор можно, как и в случае с гибридом, и от обычной розетки, и от специальных зарядных станций.

Как едет и каков запас хода?

Казалось бы, ездить на таком «чистом» и бесшумном автомобиле — сплошное удовольствие. Но у каждой медали есть две стороны. Вот и у GLC F-cell хватает недостатков. Во‑первых, динамика 211-сильного кроссовера весьма скромная, что неудивительно, учитывая 100-килограммовую разницу в массе с сопоставимой по мощности бензиновой модификацией. Во‑вторых, дорожный просвет из-за свисающего топливного бака (он расположен под задним сиденьем и в центральном тоннеле) уменьшился с и без того неважных 181 мм до вовсе смешных 135 мм. И, в‑третьих, у водородного GLC совсем никудышные тормоза: педаль жесткая и неинформативная. Показалось, что и по плавности хода F-cell уступает обычному GLS, хотя у обоих сзади установлена пневмоподвеска.

При полностью заправленном баке водорода (4,4 кг под давлением 700 атм) и заряженном аккумуляторе GLC F-cell может проехать 478 км. «Мерседесовцы» во всех характеристиках по‑прежнему указывают цикл измерений NEDC, пытаясь объяснить это тем, что, дескать, еще год назад вся документация была в NEDC, а автомобили планировали и того раньше. Ну Бог им судья, но мы-то понимаем, что замеры по новому циклу WLTP уже не будут столь оптимистичными.

Система ECO Assist

Система ECO Assist

Отличная система, которая позволяет автомобилю оптимально использовать запасы топлива (как электричества, так и других видов). Основываясь на данных навигации, знаках ограничения скорости и показаниях радара системы адаптивного круиз-контроля, ECO Assist подсказывает водителю, когда нужно сбросить газ, чтобы сэкономить запасы топлива. На гибридах и кроссовере GLC система способна сама замедлять автомобиль перед перекрестками или знаками, тем самым рекуперируя энергию. Более того, с помощью лепестков на руле водородного кроссовера можно менять уровень рекуперативного замедления: в положении «D-" ехать можно, фактически, в одну педаль — лишь нажимая или отпуская газ.

Перспективы

Пока туманны перспективы не только в России, но и в Европе, и даже в самой Германии. Несмотря на то что люди из Daimler AG настроены гораздо серьезнее, чем в 2010 году, когда выводили на рынок B-класс F-cell, вопросов остается много: сеть водородных заправочных станций невелика; стоимость водорода почти такая же, как и дизеля; максималка и клиренс гораздо ниже, а за 80 000 евро можно купить 480-сильный AMG GLC 63 4MATIC. По причине столь высокой стоимости в первое время GLC F-cell отдадут в лизинг прокатным конторам.

Водородные заправки и стоимость топлива 

Водородные заправки и стоимость топлива

На данный момент на территории Германии насчитывается всего 51 водородная заправка. Все они сосредоточены в крупных городах: Берлине, Гамбурге, Штутгарте, Дюссельдорфе, Мюнхене, Кёльне. В следующем году их станет уже 100, а в 2020 году — уже 400. Пока водород не дешев: заправка 4,4 кг для GLS обойдется в € 40−44. За эти же деньги можно залить 25−30 л солярки, на которой современный турбодизель проедет те же 400−450 км.

smart electric drive

Устройство: на чем ездит?

Последняя итерация пионера электромобилестроения — новый smart fortwo electro. Когда-то smart стал первым серийным электромобилем на рынке, а теперь он и вовсе отказывается от версий с ДВС. В Канаде, Норвегии и США они уже не продаются, а Европа по плану придет к электро-«Смартам» уже к 2020 году.

На задней оси «малыша» установлен трехфазный электромотор, который собран в единый блок с одноступенчатой трансмиссией и выдает 81 л. с. и 160 Нм — неплохо для автомобиля массой 1115 кг! Кстати, этот же двигатель (но «разогнанный до 90 л. с.) устанавливают на Renault ZOE.

Как и чем заправлять?

Тут других вариантов быть не может — только электричество. Если установить на smart electro опцию в виде бортового зарядного устройства повышенной до 22 кВт мощности, то от «мерседесовского» фирменного Wallbox электромобильчик зарядит от 10 до 80% емкости батареи всего за 40 минут.

Как едет и каков запас хода?

Для города это просто идеальный вариант! Да еще и с огоньком! Smart срывается с места очень резво — ведь тяга уходит на колеса мгновенно, прямо со старта — и продолжает весьма напористый разгон вплоть до 80−90 км/ч. Потом немного скисает, но вполне непринужденно способен набрать максимальный 130 км/ч. Правда, в режиме «максималки» электромобиль вряд ли сможет пробежать заявленные 155 км (снова по циклу NEDC). Но самое главное — у нового «Смарта» появилась подвеска. Его уже не так трясет и подбрасывает на всех неровностях. Ну и отдельный респект версии cabrio — крыша сдвигается за 12 секунд на любой скорости, а еще можно снять продольные балки и уложить их в специальный отсек.

Перспективы

В Росиию электрический smart вряд ли попадет, по крайней мере, по официальным каналам в ближайшем будущем. Зато можно попробовать купить electro-версию из США, Канады или Норвегии, где продажи бензиновых «малышей» были полностью свернуты еще в прошлом году.

Как и где «заправляться» электричеством?

Как и где «заправляться» электричеством?

Все plug-in гибриды, водородный GLC F-cell, грядущий кроссовер EQC и smart имеют в своем арсенале так называемое бортовое зарядное устройство с водяным охлаждением мощностью 7,4 кВт (у smart зарядка на 4,6 кВт, опционально — 22 кВт). Предусмотрено несколько вариантов пополнения запаса электроэнергии. Самый простой и медленный способ — от двухфазной сети переменного тока дома или на обычных станциях. Самый быстрый и эффективный станет доступен после выхода в серию модели EQC: «Мерседесы» можно будет заряжать от станций европейской сети IONITY, каждый чарджер которой выдает 350кВт.

В качестве заключения

Полностью электрическое будущее Mercedes-Benz уже близко: в следующем году стартуют продажи двухмоторного электрокроссовера EQC, о котором мы уже неоднократно писали. Суммарная мощность двух электродвигателей новинки — 408 л. с., максимальный крутящий момент — 765 Нм, разгон до «сотни» — 5,1 сек, запас хода — 450 км по устаревшему циклу NEDC. При этом EQC может буксировать прицеп массой до 1,8 т.

Где производят и собирают аккумуляторные батареи и водородные топливные элементы?

Где производят и собирают аккумуляторные батареи и водородные топливные элементы?

В этом плане у «Мерседеса» чистое натуральное хозяйство — все свое. В городе Каменц на мощностях компании ACCUMOTIVE (Daimler — один из учредителей) делают акуумуляторы. Из канадского города Барнаби в Германию привозят водородные топливные ячейки, в Унтертюркхайме их собирают воедино и создают водородный агрегат, а в Мангейме выпускают водородные баллоны из карбона.



Подпишись на канал 4r.ru в Яндекс.Дзен

Подписаться
Поделиться ссылкой
Мы в соцсетях:
Читать о:
Бюджет
Тип кузова