Тест-драйв обновленного УАЗ «Патриот» 2018: Древнерусская тоска

26.10.2018
0

Мы уехали на север и несколько дней тряслись по «направлениям» Кольского полуострова на обновленном внедорожнике УАЗ «Патриот» 2018 модельного года. Теперь мы, кажется, знаем о нем все.

патриот уаз 2018

Фото: автора; УАЗ

«Куда ты, тройка, мчишься, куда ты держишь путь?..». При виде очередной итерации ульяновского внедорожника я всегда вспоминаю нетленные строки Бориса Борисовича Гребенщикова. УАЗ «Патриот» — это, пожалуй, единственная машина, которая вызывает столь противоречивые чувства. «Патрик» выпускается уже 13 лет, пройдя череду рестайлингов, но до сих пор нельзя сказать, хороший он или плохой и стоит ли его покупать? Вместительность, проходимость, набор опций — это в нем нравится. Автомобиль похожего форм-фактора я бы и присматривал для работы, повседневных нужд и активного отдыха. Но когда встают вопросы о качестве, надежности, безопасности и цене «Патриота», то здесь я просто теряюсь. Так что этот тест-драйв обновленного «уазика» в некотором роде выбор потенциального покупателя.

Про коррозию металла

Недавно УАЗ перешел на новую марку стали. Как случайно обмолвился один из сотрудников завода во время телемоста с запуска производства обновленного «Патриота», раньше автомобили изготавливались из конструкционной углеродистой стали марки 08Ю, а с мая этого года используется более дорогая сталь марки 006/IF. Как известно, главным недостатком простых углеродистых сталей является большая склонность к деформационному старению со всеми вытекающими последствиями. Низкоуглеродистые стали (IF — Interstitial free steel), менее подвержены коррозии и лучше штампуются, что увеличивает долговечность кузова. Сочетание высокого уровня прочности и пластичности позволяет изделиям из IF-стали сохранить конструктивную прочность в аварийных ситуациях. Неужели в Ульяновске решили всерьез поработать над пассивной безопасностью автомобилей?

В мае же внедрили технологию катафорезного грунтования с повышенной проникающей способностью американской компании PPG, что позволило двукратно повысить коррозионную стойкость кузова. Начали оцинковывать дверные петли и крепления лючка бензобака (о полной оцинковке кузова пока речи не идет, пока экономисты лишь рассматривают целесообразность внедрения данной процедуры). Перед окраской сварные швы теперь облагораживают наклейками из специальной пленки 3М, что защищает их от преждевременного разрушения. С февраля на все рамы наносится дополнительный защитный лакокрасочный слой, улучшая стойкость к коррозии.

Дышите глубже

Вытяжная решетка системы вентиляции переехала на борта в багажнике, а воздуховоды теперь расположены в районе заднего бампера. Заодно слегка перепрограммировали и блок управления «климатом», дабы улучшить «погоду» в салоне. Многие опасались, что перенос вентиляционных каналов ниже сделает багажное отделение более уязвимым для подтопления в бродах, но, как показал опыт преодоления бесчисленного количества водных преград Рыбачьего полуострова, вода не проникает. При застревании в глубокой воде больше следует беспокоиться о дверных уплотнителях: даже у Toyota Land Cruiser 200 резиновые «шланги» в дверных не герметичны, особенно, если есть небольшое течение.

Тихий УАЗ: миф или реальность?

Над шумо- и виброизоляцией поработали неплохо. Привычные пластиковые локеры в колесных арках уступили место ворсовым. Увеличена площадь шумоизоляции моторного щита. Рычаг коробки передачи теперь составной — с резиновым демпфером посередине, который исключает неприятный дребезг набалдашника, досаждавший ранее. Кроме того изменилась и сама кулиса: избирательность механизма улучшилась, усилие на рычаге снизилось, а ходы стали короче. По периметру оконных рамок установили дополнительные двухконтурные уплотнители, с которыми в салон будет попадать меньше пыли, грязи и влаги, а двери станут закрываться тише.

Впрочем, особой разницы в этом аспекте замечено не было: «ворота» по-прежнему захлопываются со звуком удара по эмалированному ведру. Зато изоляция от внешних шумов явно стала лучше. На ходу «Патриот» уже не досаждает ни гулом двигателя, ни трансмиссионными шумами, разговаривать в салоне можно, не напрягая голосовые связки.

ZMZ PRO — лишние «лошадки» не помешают!

Мотор и коробку передач неплохо «заглушили», но теперь на холостом ходу давит на уши бубнеж выхлопной системы, да и вибрации от нее отнюдь неслабые. Но уазовские спецы считают, что вибрации исходят все-таки от двигателя, ибо четырехцилиндровый мотор большого объема (2,7 литра) всегда имеет побочный эффект в виде большей вибронагруженности всей конструкции. Тем не менее, двигатель — главное новшество для «Патриота». На смену прежнему мотору ЗМЗ‑40906.10. пришел модернизированный 150-сильный двигатель ZMZ PRO (ЗМЗ-409051.10) от УАЗ «Профи».

ZMZ PRO лучше и по характеристикам, и по надежности. У этого «движка» усилена ГБЦ, вместо хилой пластинчатой однорядной цепочки ГРМ стоит более крепкая двухрядная цепь, в поршнях имеются выборки, которые исключают контакт с жаропрочными клапанами (для установки ГБО). Инженеры изменили фазы газораспределения, повысили степень сжатия с 9,1 до 9,8 и установили двухгорловой выпускной коллектор («паук»). Это обеспечило прирост мощности на 15 «лошадей» и крутящего момента на 18 Нм (150 л. с. при 5000 об/мин и 235 Нм при 2650 об/мин). Пик крутящего момента сместился в зону более низких оборотов, а полка момента стала шире.

Преимущества очевидны: лучшая динамика и удобство управления тягой. Чем ниже обороты, тем ощутимее разница между старым и новым агрегатом. Проще стало ездить в натяг, машина увереннее ускоряется с самых низов, а пятую ступень можно небрежно подтыкать уже на 60 км/ч. В крутые подъемы УАЗ легко забирался по «скальнику» на второй передаче верхнего ряда. Но на шоссе стало очевидно, что такому мотору не помешала бы шестая передача. Кстати, в следующем году завод обещает представить «Патриот» с АКП — и для такой трансмиссии новый мотор как раз подойдет.

О расходе топлива либо хорошо, либо ничего

Официально автомобиль положено заправлять бензином АИ-95, но заводчане заверили, что в бак можно спокойно лить АИ-92, «движок» не поперхнется. Тем более интересно было узнать, как сказалась инсталляция нового двигателя на топливной экономичности — моторы ЗМЗ всегда славились здоровым аппетитом. Но вот беда: из борткомпьютера исчезла функция вычисления среднего расхода топлива, хотя запас хода он показывает. Проблема кроется в «софте» — пока не удалось нормально «подружить» эту функцию с «приборкой». В будущем ее обещают вернуть.

Борткомпьютер не показывает средний расход топлива, а индикатор запаса хода на оставшемся топливе в баке путается в показаниях, а то и просто зависает на одном значении.

Спереди жестче, сзади мягче

Под новый двигатель понадобилось более «адекватное» шасси — и тут «уазовцы» воспользовались решениями, уже проверенными на грузовичке «Профи». Установили новый мост с открытыми поворотными кулаками и измененными углами наклона шкворней и более жесткую рулевую трапецию с демпфером между чулком моста и тягой левого колеса.

С новой конструкцией кулаков, когда нагрузки распределяются более равномерно, «уазовцы» избавили владельцев от прежней головной боли — преждевременного выхода из строя шкворневого соединения, когда сначала изнашивались вкладыши, а затем и сами шкворни. Тем не менее, процедуру периодической регулировки шкворней никто не отменял. Плюсов у новой конструкции достаточно: радиус разворота уменьшен на 0,8 метра, а рулевое управление стало более «собранным».

Заднюю подвеску, наоборот, смягчили. Диаметр стабилизатора поперечной устойчивости уменьшили с 21 до 18 мм, а вместо трех рессор теперь используют сдвоенные с иным профилем, прокладками и стяжками. В итоге жесткость задней подвески уменьшилась на 6%, зато улучшилась ее артикуляция. Пришлось также слегка изменить настройки системы стабилизации и модернизировать вакуумный усилитель тормозов. Плюс ко всему на «Патриот» стали устанавливать «по кругу» новые амортизаторы СААЗ, которые способствуют улучшению ездовых свойств.

Новая задняя подвеска получилась чересчур «мягкотелой», а вот большая жесткость и собранность передней подвески пошли во благо управляемости.

На асфальте «Патриот» просто неузнаваем! Прекрасно держит прямую и не рыскает. У руля практически исчез люфт, появилось реактивное усилие — теперь уже можно говорить об информативности и точности управления! На бездорожье помогает новый демпфер, «баранку» не выбивает из рук даже на серьезных ухабах. Но сочетание «размягченной» кормы и 18-х колес не очень понравилось: УАЗ больше не «козлит» на неровностях, но появилась сильная раскачка, да и потряхивает неслабо. Жаль, не было возможности попробовать машину на новой подвеске и 16-дюймовых дисках.

Пикап получил все те же изменения, что и «Патриот», но его колесная база чуть длиннее, колеса – 16-дюймовые, а рессоры — 4-листовые. Ядреный коктейль! Какое там «Северное сияние», это круче, чем две банки «Жигулей» на бутылку «Журавлей»! Энергоемкость этого шасси с пустым кузовом просто запредельная! Пробить подвеску нереально! Вы будете подпрыгивать вверх вместе с сидушками, ударяться головой о потолок, из гнезд будут вываливаться плафоны и прочая фурнитура, задние колеса будут отрываться от земли, но машина продолжит скакать дальше, как ни в чем ни бывало. На заднем ряду — самые яркие ощущения. Может быть, заднюю подвеску и на внедорожнике лучше было бы не трогать?

О наболевшем, или Что с качеством?

Хорошо, что завод находит силы модернизировать конструкцию и стремиться к совершенству. За последние годы УАЗ серьезно поработал и над имиджевой составляющей: новый сайт, буклеты, промо-ролики, амбассадоры бренда… Красивая картинка, но пресловутый человеческий фактор — при выпуске комплектующих, их установке на конвейере и последующей проверке — может свести к нулю и стереть в порошок все благие начинания.

Конечно, предсерийным автомобилям пришлось несладко во время теста: им пришлось преодолеть несколько сотен жесточайших километров по разбитым грунтовкам Рыбачьего полуострова. Хотя раздолбанные дороги, проселки и грейдеры — это и есть типичная среда обитания «Патриота»!

К счастью, за эти три дня нещадной эксплуатации на наших автомобилях ничего по-крупному не отвалилось. Но все же за время поездки к ОТК завода накопилась масса вопросов по качеству.

Проблемы с качеством

А еще у «Патриота» свистит вентилятор отопителя, вываливаются уплотнители между крылом и расширителем арки, видны места точечной сварки на крыше, неточно подогнаны к кузову бамперы и светотехника.

На Youtube уже появились первые жалобы покупателей обновленного «Патриота»: неотрегулированные фары, замки дверей, углы установки колес, не затянутые крепежные элементы в подвеске…

Он опять подорожал…

Цены на обновленный УАЗ стартуют с отметки в 766 500 рублей за базовую версию «Классик» с трансмиссионным стояночным тормозом и рычагом «раздатки» в салоне. Дорестайлинговая версия «Классик Fleet» с аналогичным оснащением, новой шумо- и виброизоляцией и сцеплением, но старой подвеской и 135-сильным мотором стоит 746 500 рублей. За среднюю комплектацию «Оптимум» просят от 866 500 рублей, за хорошо оснащенную версию «Престиж» — 979 000 рублей, а в топовой комплектации «Максимум» УАЗ обойдется в 1 049 000 рублей.

Отдельные опции: Цена, руб.

Окраска «металлик»

11 900
Блокировка заднего дифференциала

38 000

Шины и литые диски размерности 16-18 дюймов 6900-29 900
Дополнительный отопитель салона 8900
Предпусковой подогреватель и автономный отопитель с таймером 44 000
Кондиционер 60 900
Пакеты:
«Комфорт» (кондиционер и подогрев передних сидений) 69 900
«Зимний Оптимум» (подогревы лобового стекла и передних сидений) 15 900
«Мультимедиа» (мультимедийная система с 7-дюймовым сенсорным экраном, 6 динамиков, активная антенна и навигация) 32 000
«Зимний Престиж» (подогревы лобового стекла и задних сидений) 19 000
«Климат» (климат-контроль и тонированные стекла задней части салона) 16 000
«Кожа» (регулировка поясничного подпора водительского кресла, задний подлокотник с подстаканниками, кожаная обивка сидений) 39 900
«Оффроуд» (лебедка и защита рулевых тяг) 49 000
«Экспедиционный пакет» (багажник, лестница, ТСУ, самоблок и т. д.) 199 900-204 900
Одной розетки маловато для салона такой большой машины. В богатых версиях «Престиж» и «Максимум» появляется вторая розетка, но только в багажнике.

«Я боюсь, что сыт по горло древнерусской тоской…» (с)

Ответы заводчан на вопросы по качеству сборки примерно всегда одинаковы: «ведется активная работа», «работа находится на стадии завершения», «работа только что завершена». Но светлое будущее по-прежнему где-то впереди. А в том настоящем, в котором находимся мы с вами — потенциальные клиенты — ситуация изменялась незначительно: уверенности в том, что купленный сегодня «Патриот» будет собран на совесть, как не было, так и нет.

Но потребителя, похоже, такое положение дел устраивает. Это подтверждают цифры статистики продаж: десятки тысяч людей готовы отнести дилеру около миллиона рублей, чтобы обзавестись большим кузовом и полным приводом. Удивитесь, но и я бы себе купил «Патриота»! Правда, за то качество сборки и тот уровень потребительских характеристик, которые мне предлагает УАЗ, я готов отдать 700-750 тысяч рублей максимум. И за эти деньги мне нужна машина с кондиционером, блокировкой заднего дифференциала и системой стабилизации, но при нынешнем прайсе такой «Патриот» будет стоить минимум 1 017 000 рублей. А это уже чересчур дорого за тот продукт, который 13 лет постоянно улучшают, но желаемый результат все так и остается не достигнут.

Технические данные УАЗ «Патриот» 2018

Длина, мм

4785

Ширина, мм

1900

Высота, мм

2050

Колесная база, мм

2760

Снаряженная масса, кг

2125

Объем багажника, л

1130

Дорожный просвет, мм

210

Двигатель, число цилиндров

R4

Объем двигателя, см3

2693

Макс. мощность, л.с.

150 (5000)

Макс. момент, Нм (об/мин.)

235 (2650)

Тип привода

Полный

Коробка передач

Механическая, 5-ступенчатая

0−100 км/ч, сек

Нет данных

Макс. скорость, км/ч

Нет данных

Топливо

Бензин АИ-95

Объем топливного бака, л

68

Расход (смеш.), л/100 км

Нет данных

Расход (город), л/100 км

14

Расход (трасса), л/100 км

11,5

Цена протестированного автомобиля, руб.

1 157 600