Lada Vesta SW и ВАЗ-2102: как изменились советские универсалы за 45 лет?

08.04.2019
2

Между этими автомобилями – 45 лет нашей истории. Первый универсал марки Lada, ВАЗ-2102, встретился со своим наследником – Vesta SW.

Lada Vesta SW и ВАЗ-2102: как изменились советские универсалы за 45 лет?

Фото: Вячеслав Крылов

Серьезно сравнивать автомобили, которые разделяет почти полвека эволюции дизайна и технологий – дело неблагодарное. Поэтому сей тест – больше экскурс в славное прошлое с оглядкой на успешное настоящее. Ведь Vesta не только всерьез и надолго расположилась среди лидеров российского рынка, она — одна из немногих моделей, у которой нынче есть модификация с кузовом универсал. А ВАЗ-2102, в свою очередь, стал одним из первых по-настоящему массовых «вагонов» в нашей стране.

Откуда взялся ВАЗ-2102

Тестовая «двойка» редкого серо-синего цвета выпущена в 1973 году, через два года после начала производства универсалов на заводе в Тольятти. Как и базовая машина, седан ВАЗ-2101, универсал является копией Fiat 124, но уже пятидверной, известной под именем Familiare.

Полным копированием здесь и не пахнет – в ходе адаптации к отечественным дорогам в конструкцию было внесено множество изменений. В частности, по результатам ходовых испытаний итальянских машин советские инженеры доработали подвеску и заменили задние дисковые тормоза барабанными. И не ошиблись – практика многолетней эксплуатации «копеек» и «двоек» в совершенно диких условиях показала, что запас прочности у первенцев «АвтоВАЗа» отличный.

Расположенный отдельно «габарит» – классика 1960-х годов. Фара «источает» только ближний или дальний свет, причем делает это неплохо даже со штатными лампами.

Универсалам вообще не везло – из-за того, что некоторое время это была самая вместительная из доступных частникам машин, многие 2102 нещадно перегружали.

Стоимость владения ВАЗ-2102 за год, руб.

ТО в автосервисе*

6000

Топливо (20 000 км)

77 464

ОСАГО**

от 2746

КАСКО***

9035

Транспортный налог 

744

Итого

95 989
* Цены варьируются в разных дилерских центрах
** Для Москвы, при минимальных повышающих коэффициентах
*** Полное покрытие, без франшизы, на примере одной страховой компании при максимальном возрасте и стаже водителя для ВАЗ-2105

Наш универсал тяжести больше не перевозит, ушел на заслуженный отдых. Выглядит «пенсионер» весьма бодро, но до лоска машин с какой-нибудь ретро-выставки ему далеко. Дело в том, что «двойка» не проходила реставрацию, а локальная подкраска сколов и вмятинок проводилась десятилетия назад.

Зато техническая часть в отличном состоянии – автомобиль ездит каждый день и исправно возит своего владельца. Сохранность при этом впечатляет – почти все детали, установленные на автомобиль в далеком 1973 году, до сих пор на своих местах!

Артефакт из прошлого

Сейчас «двойка» привлекает не меньше внимания, чем 45 лет назад – на улицах современной Москвы машина выглядит артефактом из прошлого. Дело тут даже не в форме кузова – практически идентичных по виду «четверок» на дорогах еще много, но за них взгляд не цепляется. Секрет эффектности – в деталях и обилии хромированных элементов. При этом машина не выглядит аляповато, как некоторые современные модели, перегруженные «блестяшками».

Более того, классический дизайн 2102 достоин эпитета «лаконичный». Узкие бамперы с только входившими в моду «клыками» (их наличие было обусловлено требованиями безопасности), характерное для машин первых партий круглое зеркало на изящной ножке, колпаки на штампованных дисках и конечно же ободки знакомых каждому с детства больших круглых фар – все это блестит и переливается на свету. 

Большой руль с тонким ободом ка...

Большой руль с тонким ободом кажется неудобным лишь поначалу. Хромированное кольцо отвечает за сигнал. С помощью вращающихся дефлекторов можно направить поток воздуха на стекло или в салон. Не стоит забывать и о боковых форточках, обеспечивающих приток воздуха. Ручки стеклоподъемников – хромированные и изящные.

Задняя часть у 2102 отличается от кормы «копейки», что логично. Причем отличается она не только наличием пятой двери, но и декором. По центру «калитки» расположена массивная хромированная «птичка», в которой спрятан фонарь освещения номерного знака. Задняя оптика у универсала тоже своя, вертикальная. Как и на седане, разноцветный пластик имеет плохую привычку выгорать со временем. Еще одна особенность – изогнутая выхлопная труба, у 2101 она выведена ближе к центру автомобиля. А вот стеклоочистителя на пятой двери нет, он появился уже на поздних машинах.

В салоне «двойки» царит необыкновенный уют – будто бы тебе лет 8, начались летние каникулы, и дедушка вечером везет тебя на дачу, есть бабушкины блины. Сиденья с обивкой из коричневого кожзама очень мягкие и больше напоминают пружинный матрац. Передняя панель из черного пластика не отличается огромными размерами, как на современных машинах, что вкупе с плоскими обшивками дверей создает ощущение простора в салоне.

Центральные элементы интерьера – огромный руль с тонким ободом и щиток приборов. Все просто, но при этом эффектно. И на удивление удобно! Рычаг четырехступенчатой механики прямо под правой рукой, вращать руль удобно несмотря на его диаметр, да и педальный узел расположен как надо.

За климат в салоне отвечают «печка» и поворотные форточки в передних дверях. Отопитель греет от всей души, но вентилятор слишком уж шумит – на второй (и последней) скорости потока в салоне тяжело разговаривать. Управление – интуитивное, всего два ползунка в красивом хромированном окладе. А вот форточки – решение поистине гениальное. Они не только пропускают в салон свежий воздух, но и помогают этот поток эффективно направлять. Впору пожалеть, что на современных автомобилях подобные детали уже давно не применяются.

Технические данные ВАЗ-2102

Длина, мм

4059

Ширина, мм

1611 

Высота, мм 

1458 

Колесная база, мм

2424 

Снаряженная масса, кг

1010

Объем багажника, л 

345/1345 

Дорожный просвет, мм

170

Двигатель, число цилиндров

R4

Объем двигателя, см3

1198

Макс. мощность, л.с.

64 (5600)

Макс. момент, Нм (об/мин.)

89 (3400)

Тип привода

Задний

Коробка передач

МКП-4

0-100 км/ч, с

23

Макс. скорость, км/ч

137

Топливо

Бензин АИ-92

Объем топливного бака, л

45

Расход (смеш.), л/100 км

9,2

Расход (город), л/100 км

10,8

Расход (трасса), л/100 км

8,0

Цена базовой версии, руб.

Цена протестированного автомобиля, руб.

150 000

Схожесть ВАЗ-2102 и Lada Vesta SW

Прогресс можно не только увидеть, но и пощупать, что доказывает Lada Vesta SW. По сути, с «двойкой» этот универсал роднит только тип кузова и фирменная вазовская ладья на решетке радиатора. Да и собирают «Весту» не в родном для марки Тольятти, а в Ижевске, где в советское время производили автомобили «Москвич» и «Иж». Но не все так просто – на самом деле общего у тестовых машин намного больше, чем кажется. Нужно просто присмотреться...

К фарам претензий нет – даже несмотря на галогеновые лампы, светит оптика хорошо. Да и смотрятся вытянутые «глаза» универсала стильно и гармонично.

Как и 2102, Vesta SW является «вариацией на тему» появившегося ранее седана. Этот универсал мы тоже ждали, как ждали наши деды и отцы «двойку» в свое время. Еще бы, ведь в хозяйстве такой тип кузова использовать намного удобнее. К слову, объем багажного отделения у Vesta SW больше, чем у 2102 – 480 л против 345 л. А вот длина «трюма», высота проема и даже погрузочная высота у автомобилей схожи. Преемственность!

Стоимость владения Lada Vesta за год, руб.

ТО у официального дилера*

5400

Топливо (20 000 км) 

71 760

ОСАГО**

от 2746

КАСКО***

48 054

Транспортный налог

3050

Итого

131 010
* Цены варьируются в разных дилерских центрах
** Для Москвы, при минимальных повышающих коэффициентах
*** Полное покрытие, без франшизы, на примере одной страховой компании при максимальном возрасте и стаже водителя

Есть у автомобилей и еще одно сходство – за их дизайн отвечали иностранцы. И если итальянцы создавали облик Fiat 124 прежде всего для себя, не особо рассчитывая на появление огромного количества «клонов» по всему миру, то британский «варяг» Стив Маттин сотворил Vesta именно для марки Lada. И преуспел – машина пришлась по вкусу покупателям несмотря на неоднозначно принятые публикой Х-образные выштамповки на бортах. А возможно, что сработало правило, заложенное в нашем менталитете еще во времена дебюта 2102, глаголящее о том, что «иностранное – значит хорошее». Но в любом случае выглядит Lada эффектно и в кузове универсал модель получилась едва ли не гармоничнее седана.

Наследственность

Современная мода требует наличия покатой крыши даже от универсалов, но тут уже ничего не поделаешь. Кроме того, на вместительности багажника и удобстве пассажиров второго ряда это обстоятельство не сказывается. Тем, кто расположился на «галерке» Vesta, безусловно удобнее, чем на заднем диване далекого предка. К их услугам не только разъем для зарядки гаджетов, но и невиданная по меркам 70-х опция – подогрев сидений! Доступна она, правда, только в топовых комплектациях «Весты». А места для коленей на удивление много, даже если водитель и передний пассажир оказались близкими родственниками Дяди Степы.

Руль Vesta хорош не только на ощупь –...

Руль Vesta хорош не только на ощупь – управлять универсалом с его помощью очень удобно. Мультимедийная система не «тормозит» и обладает симпатичной графикой, а вот интерфейс требует привыкания. Климатический блок «Весты» – пример того, как «делать надо». Он прост, но при этом очень понятен в использовании.

Вообще, если абстрагироваться от рынка, конкуренции и прочих скучных вещей и рассматривать Vesta SW как более-менее бюджетный автомобиль, то виден впечатляющий прогресс по сравнению с такими же бюджетными предшественниками. Понятно, что в вопросах оснащения «Весту» и «Жигули» разделяет пропасть, но даже по сравнению с прямым предком, Lada Priora, тестовый универсал выглядит машиной более высокого класса.

Эффектный и самобытный дизайн, достойная мультимедийная система с камерой заднего вида, хорошая эргономика, системы безопасности – все при ней! И это не считая уже привычных всем приятных мелочей вроде подогрева лобового стекла, электростеклоподъемников, руля с клавишами управления «мультимедийкой» или круиз-контролем. Да, некоторые из этих опций доступны только для топового исполнения, но не всем же нужен «полный фарш», верно? От некоторых предложений можно отказаться, благо большой выбор комплектаций дает пространство для маневра.

Наследница

Что интересно – как и у 2102, салон «Весты» деталями не перегружен, но и пустым его не назовешь. За 45 лет ползунки управления отопителем превратились в шайбы, да экран небольшой для наглядности появился. Но все интуитивно понятно и удобно в использовании. Сама печка в Vesta в вопросе «дать жару» ничем не уступает «жигулевской», плюс подогрев сидений в Lada очень мощный. Включать его на максимум не хочется даже в сильные морозы.

Эффектный щиток приборов Vesta с оранжевыми шкалами выглядит круто, но его информативность идеальной назвать нельзя.

Щиток приборов тоже четко следует заветам предков – выглядит эффектно и читается неплохо. Вот только с оцифровкой шкал проблемы, зато смотрится оригинально. Руль не отзывается в руках зудом ностальгии, но приятен на ощупь и снабжен вышеупомянутыми клавишами.

И для «АвтоВАЗа», и для нашего автопрома в целом Lada Vesta стала знаковой моделью, появление которой ознаменовало начало новой эпохи в жизни предприятия. Это событие, конечно, не настолько значимо, как запуск производства, но крайне важно для российского автогиганта. Последнего, кстати, из советских автомобильных заводов, выпускающего легковые модели по сей день. Да и тестовая «двойка» — живее всех живых и вполне способна проездить еще 45 лет. И если на секунду представить, что у машин все-таки есть душа, то «двойка» наверняка радуется, глядя на свою наследницу — Lada Vesta SW.

Технические данные Lada Vesta SW

Длина, мм

4410

Ширина, мм

1764

Высота, мм 

1508

Колесная база, мм

2635

Снаряженная масса, кг

1280

Объем багажника, л 

480/825 

Дорожный просвет, мм

178

Двигатель, число цилиндров

R4

Объем двигателя, см3

1774

Макс. мощность, л.с.

122 (5900)

Макс. момент, Нм (об/мин.)

170 (3700)

Тип привода

Передний

Коробка передач

МКП-5

0-100 км/ч, с

10,9

Макс. скорость, км/ч

182

Топливо

Бензин АИ-92

Объем топливного бака, л

55

Расход (смеш.), л/100 км

7,8

Расход (город), л/100 км

10,6

Расход (трасса), л/100 км

6,3

Цена базовой версии, руб.

676 900

Цена протестированного автомобиля, руб.

848 900