22.07.2018

История: Citroen 2CV (1948-1990)

Неказистый конек-горбунок, две лошадиные силы. Семьдесят лет назад французы встречали Citroёn 2CV с иронией и не подозревали, что потомки причислят машину к сокровищам нации.

Citroen 2CV

Фото: Citroёn

Легенда фирмы гласит, что летним днем 1935 года директор Пьер Жюль Буланже рулил меж деревень и увяз в заторе из тихоходных повозок. Смешались в кучу кони, люди… Тут шеф якобы задумался о всенародной автомобилизации и заказал массовый опрос населения. Выяснилось, что многие из простых слоев — фермеры, мастеровые, торговцы — готовы купить машину, будь она недорогой, несложной и надежной. Так родился проект Toute Petite Voiture (TPV), или Очень Маленького Автомобиля.

Сборка модели шла до 1990 года, и не только во Франции, а итоговый тираж, по данным фирмы, составил 5 млн экземпляров. Особая двухцветная версия Charleston – пример машины начала 80-х

Сборка модели шла до 1990 года, и не только во Франции, а итоговый тираж, по данным фирмы, составил 5 млн экземпляров. Особая двухцветная версия Charleston — пример машины начала 80-х

Де шво, дешево

Черты модели шеф обрисовал так: малолитражка для перевозки четырех человек и 50 кг картошки, скорость до 60 км/ч, расход 3 л/100 км, а подвеска такая, чтобы ехать по пахоте с корзиной невредимых яиц. Главным по TPV стал Андре Лефевр, а стилистом — Фламинио Бертони, оба ранее создали прорывной Traction Avant. Построили более 200 прототипов, экспериментируя с одно- и двухцилиндровыми моторами, а также схемами ходовой, нещадно избавляясь от всего «лишнего», что влияло на массу и цену. Осенью 1939-го результат хотели показать публике. И тут началась война. Завод подвергся бомбежке, уцелевшие прототипы разобрали и спрятали.

Один из прототипов-циклопов (1937 г.). Очень дешево и сердито. Двух фар закон еще не требовал. Пуск ручным стартером. Двери на центральных рояльных петлях открывались одна к другой, так д...

Один из прототипов-циклопов (1937 г.). Очень дешево и сердито. Двух фар закон еще не требовал. Пуск ручным стартером. Двери на центральных рояльных петлях открывались одна к другой, так долго было и в серии. Сиденья а-ля гамаки, полотна спинок висели на привязи

Серийный вариант Франция увидела в 1948 году на автосалоне в Париже. Пресса истыкала новинку перьями, обзывая жестянкой для четырех сардин. Президент страны Жюль Венсан Ориоль, осмотрев чудо-мобиль на стенде, говорят, попросил себя ущипнуть. Публика смеялась и показывала пальцами, но… Через год за «жестянкой» уже вытянулась очередь, которая продолжала удлиняться.

История: Citroen 2CV (1948-1990)

Citroёn 2CV полностью отвечал идее Буланже, был прост и понятен, функционален и дешев. Он вышел симпатичнее прототипов, имел уже две фары и два дворника, каркасные сиденья вместо ранних с подвесными спинками. Появился электростартер. Если у TPV гидравлика приводила тормоза лишь на передней ведущей оси, то здесь работала на все барабаны.

История: Citroen 2CV (1948-1990)

Инженерной удачей стала длинноходная всепрощающая подвеска. Оппозитный 2-цилиндровый «воздушник» объемом 375 см³ выдавал 9 л.с. при 3200 об/мин, а название «Де шво» указывало, что налогом облагаются только две силы. Моторчик сопрягли с 4-ступенчатой МКП. Насчет комфорта реклама сообщала, что у 2CV есть отопитель для зимы, а летом кузов проветривается.

Развитие событий

Спрос увеличивался так быстро, что не поспевало производство. Клиенты терпеливо ждали свои «Де шво» по нескольку лет. Серьезных претензий к модели не было, но изредка ее все же улучшали. Мотор прибавил в объеме до 425 см³ (вначале был 12-сильным, но затем мощность росла), более поздняя топ-версия вышла уже с 29-сильным двигателем, который позволял развить аж 115 км/ч. Передние двери в 1964 году сделали открывающимися по ходу.

Со временем появились указатель топлива вместо щупа, иные приборы и руль, раздельные кресла, радио, пластик отделки, гидравлические амортизаторы и дисковые тормоза. И никаких принципиальных влияний на концепцию «Четверо в дешевой жестянке, не считая картошки».

Легок на подъем. Кузов TPV был из алюминия, а серийный стал стальным. Но 2CV сохранил мягкую крышу и потяжелел лишь до 500 кг с небольшим. Как и задумывалось, он развивал 50-60 км/ч, расх...

Легок на подъем. Кузов TPV был из алюминия, а серийный стал стальным. Но 2CV сохранил мягкую крышу и потяжелел лишь до 500 кг с небольшим. Как и задумывалось, он развивал 50−60 км/ч, расходуя минимум бензина

Автомобиль послужил основой нескольких интересных производных. Например, в 1958 году вышла полноприводная двухмоторная (!) версия Sahara. По мотору на ось, причем и заводились они порознь. Спустя десять лет представили знаменитый Mehari выходного дня с пластиковым кузовом-ящичком под символическим тентом, моноприводный, потом и 4х4. А вот преемника у модели не случилось. Citroёn 2CV до конца долгой серийной жизни оставался уникумом, знаковым для всей автомобильной истории, как и мечтал когда-то его создатель.

С начала 60-х стали предлагать опциональный радиоприемник, что интересно – съемный, который можно уносить с собой. По умолчанию интерьер всегда был проще простого. На фото шикарное по мер...

С начала 60-х стали предлагать опциональный радиоприемник, что интересно — съемный, который можно уносить с собой. По умолчанию интерьер всегда был проще простого. На фото шикарное по меркам 2CV исполнение поздней версии Hermes

Образы и подобия

За сорок два года жизни Citroёn 2CV успел выступить в разных воплощениях, среди которых версии для гонок и даже для армии. Было и много ролей в кинематографе. Например, участие автомобиля в бондиане «Только для твоих глаз», где ярко-желтый 2CV помогал агенту 007 со спутницей уйти от погони, кубарем падая с уклонов.



Поделиться ссылкой
Мы в соцсетях:
Читать о:
Бюджет
Тип кузова