В путешествие на кроссоверах Ford 2018: Мозаика севера

08.02.2018
0

Это сейчас в Москве выросли сугробы, а до Нового года в столице снегом и не пахло. Поэтому предложение Ford ударить зимним пробегом по Архангельской области мы приняли не раздумывая.

Ford Explorer 2018

Фото: Андрей Колтун

Вопреки расхожим домыслам, до Архангельска не «дотягивается» полярная ночь. Но в конце декабря деньки действительно очень короткие. Рассвет после десяти. Не успеешь глазом моргнуть, как бледно-желтый мячик солнца скатывается за горизонт. И в три дня за окном уже темным-темно. Тем не менее и за столь непродолжительное светлое время можно успеть посмотреть многое – не только живописную набережную и храмы вытянувшего вдоль Северной Двины города. Достопримечательности в его округе в большом ассортименте – на разный вкус и настроение. Далеко забираться не обязательно.

Крылья родины

Полчаса езды в южном направлении по трассе М8, поворот налево, еще с десяток километров по узкому, но вполне добротному шоссе, и ты оказываешься в необыкновенном, еще недавно строго охраняемом от посторонних глаз мире. Сейчас из стражников остались лишь столбы с обрывками колючей проволоки и покосившиеся ржавые ворота. Створки распахнуты, и караван наших «Фордов» беспрепятственно выруливает на заснеженное поле со следами упражнений местных дрифтеров. Эта одна из взлетно-посадочных полос военного аэродрома «Лахта». Длина 3000 метров, ширина 60. С девяностых годов прошлого века здесь базировались сверхзвуковые ракетоносцы Ту22M3. А этим тяжелым великанам нужно немало места для разбега.

Начиналось же все еще до Великой Отечественной с небольшой горстки гидропланов на близлежащем озере Холмовском. После начала войны сухопутный аэродром стал базой для подразделений морской авиации, главной задачей которой была охрана конвоев. «Взлетки» также использовались при перегоне полученных по ленд-лизу британских и американских самолетов. В мирное время «Лахта» продолжила нести службу, в 1956 году сюда перебазировался 574-й отдельный минноторпедный авиационный полк дальнего действия, на вооружении которого были первые советские реактивные фронтовые бомбардировщики Ил-28. Один из них превратили в памятник и установили в расположенном неподалеку расформированном в конце девяностых гарнизоне Катунино.

К отцу российской науки

Если не тратить много времени на исследование заброшенных казарм и зарытых в землю бетонных бункеров, то еще засветло можно успеть добраться до места рождения Ломоносова. Расстояние в 85 км до Холмогор проезжаем за час, а дальше идем пешком на Куростров по еще не окрепшему для автомобильной переправы льду речной протоки. В бытность Михаила Васильевича его малая родина называлась деревней Мишанинской. Благодаря торговле и водным промыслам была она весьма богатой и достаточно крупной по тамошним меркам. Сейчас это совсем небольшое село Ломоносово с тремя сотнями жителей, симпатичным историко-мемориальным музеем великого ученого и школой народных ремесел. Традиционное дело — резьба по кости. Занимаются им не только дети, но и взрослые. С работой в округе не густо, поэтому изготовление сувениров на продажу составляет для некоторых здешних семей важную часть дохода.

Под толщей воды

В Архангельской области вообще с менеджерами и администраторами социальных сетей не густо. В цене рабочие профессии: строитель, тракторист, механизатор. Но специальность мечты — сварщик. Почему? Потому что это основная работа при строительстве подводных лодок, и оплачивается такой труд высоко. Желающих поглазеть вживую на современную лодку предупреждаю сразу — даже не мечтайте. Нет, Северодвинск — не закрытый город. Не так далек он и от Архангельска – чуть больше сорока километров. Но все, что касается устройства лодок, строго засекречено, скрыто под толщей воды или в бетонных ангарах. К миру подводных кораблей простому смертному можно прикоснуться, посетив местный краеведческий музей. Экспозиция на двух этажах хоть и не очень большая, но для человека, интересующегося темой, совсем не безынтересная.

Деревянная сказка

Второй день начинаем с поездки в Малые Корелы. Путь близкий — всего 25 километров от центра Архангельска. Тут-то, в отличие от Северодвинска, никаких секретов — все экспонаты музея деревянного зодчества подлинные, в натуральную величину. Причем некоторые постройки уже более трех веков отмеряли. Колокольню из села Кулига Дракованова вообще в XVI веке соорудили, и, как многие другие строения, из разных уголков архангельской земли сюда около пятидесяти лет назад привезли. Всего на территории в 140 га сто двадцать строений: крестьянские усадьбы, часовни, колокольни, амбары, мельницы и даже действующая церковь. Обойти и внимательно разглядеть каждое и половины дня не хватит. А какие пироги и шанежки в местном кафе… Пальцы откусишь. И входной билет не шибко дорогой: 200 рублей, на 50 больше в выходные. Сладости за отдельную плату, разумеется.

Подземное царство

Поездка на базу отдыха в Голубино требует отдельного дня, а лучше двух. У нас таковых в запасе не оказалось. Впрочем, проехать 170 километров по вьющейся между сопок заснеженной гравийке на комфортабельном кроссовере – не работа, а удовольствие. Машины быстрые, цепкие. К тому же было куда стремиться. Когда еще будет возможность спуститься в настоящую, образовавшуюся тысячи лет назад во время последнего ледникового периода пещеру и побродить по ее путаным коридорам. Надеваем каски с фонарями, комбинезоны и спускаемся вниз. От камней веет холодом, пар изо рта, но адреналин греет, эмоции зашкаливают. Такого богатого набора впечатлений на год вперед хватит.