Volkswagen Tiguan 2018: путешествие по Кольскому полуострову
Полярный день, суровые красоты Кольского полуострова и стандартные кроссоверы Tiguan в качестве экспедиционного транспорта.
Портовый город Мурманск пару лет назад отметил столетие. Его основали в 1916 году: во время Первой мировой войны Российской империи был остро необходим еще один незамерзающий порт для переброски военных грузов. И по прошествии века он сохраняет свое транспортное и стратегическое значение.
В частности, здесь базируются тяжелые атомные ледоколы, которые обеспечивают навигацию на Северном морском пути. Первый в мире атомный ледокол «Ленин», эксплуатация которого началась в 1959 году и завершилась в 1989-м, теперь пришвартован в центре Мурманска у Морского вокзала.
С 2009 года он работает как музей: открыт со среды по воскресенье, а также в праздники. Цена билета для граждан России – 150 рублей, для иностранных туристов – 500. На ледоколе полностью сохранилась историческая обстановка и декоративная отделка, таблички, оборудование – все как в те времена, когда он был действующим. Во время экскурсии важно не отставать от группы: всего на «Ленине» более 1000 различных помещений, недолго и заблудиться...
В самом городе преобладает застройка советских времен. Рельеф сложный: в случае, если вы желаете пройтись пешком, стоит это учитывать. Мы же на автомобилях Volkswagen Tiguan выдвигаемся в Кировск.
Горное дело
На Кольском полуострове хватает бездорожья, в том числе труднопроходимого, но магистральные дороги, как правило, содержатся в порядке. Федеральная трасса «Кола», по которой мы движемся из Мурманска в Кировск, опасности для «гражданских» автомобилей не представляет. Ровное асфальтовое покрытие, разметка, дорожные знаки – все условия для комфортного передвижения. На Volkswagen Tiguan вообще можно воспользоваться адаптивным круиз-контролем, который способен «взять на прицел» впередиидущий автомобиль. Разумеется, при наличии такового – движение в этих краях не самое интенсивное.
Хибины богаты ценными ископаемыми для металлургии и химической промышленности
Горы Хибины богаты полезными ископаемыми – в недрах Кольского полуострова можно отыскать до 75% известных химических элементов. Долгие десятилетия здесь ведется их промышленная добыча, а многие населенные пункты – так называемые моногорода, построенные при горнодобывающих предприятиях.
Таков и Кировск, построенный близ крупного месторождения апатит-нефелиновых руд, используемых в химической промышленности – например, при производстве фосфатных удобрений.
В этом городе непременно стоит посетить музей комбината «Апатит» – помимо обширной коллекции минералов (не только Кольского полуострова, но и других регионов) здесь очень наглядно показана сама работа горнодобывающего предприятия. Макеты шахт, дробилок, самосвалов и экскаваторов – все светится, вращается. Определенно, стоит посмотреть всем любителям техники.
В Хибинах еще и очень красиво! На вершинах гор снег лежит и в июне, а на равнинных участках постепенно пробивается зеленая растительность. Если в средней полосе России лето в разгаре, то здесь, за Полярным кругом, оно только готовится вступить в свои права. Природа здесь существенно отличается от той, что мы привыкли наблюдать за окном каждый день. Вроде бы те же самые березы и ели – но гораздо более бледные и приземистые. Под ногами – не трава, а ковер из мхов. Проселочные дороги – в основном каменистые. Встречаются здесь и живописные водопады.
На местных проселках экспедиционные Volkswagen Tiguan чувствуют себя вполне уверенно. Мы даже форсируем вброд неглубокие горные речки с ровным каменистым дном. Главное соблюдать осторожность и не переборщить со скоростью – переломы рельефа тут весьма ощутимые. Tiguan снабжен системой помощи при спуске, так что на педаль тормоза при преодолении каменистых уклонов можно не нажимать – автомобиль достойно справляется.
Гагаринский старт
Каким образом Кольский полуостров связан с первым космонавтом Земли? Все очень просто: карьеру военного летчика Юрий Гагарин начинал именно здесь, в гарнизоне Луостари, в ВВС Северного флота. Знаменитого сослуживца здесь помнят: в поселке действует посвященный Гагарину музей. Из экспонатов – редкие исторические фотографии, посвященные освоению космоса.
Память и духовная жизнь
Неподалеку – недавно отстроенный Свято-Троицкий монастырь, самый северный в Европе. Изначально обитель была основана в XVI веке, но вскоре разрушена шведами. В XIX веке монастырь восстановили на прежнем месте – он пал жертвой событий Второй мировой войны. Строительство монастыря на новом месте началось в 2008 году. С военной историей Кольский полуостров также неразрывно связан – на местах ожесточенных боев и сейчас осталось немало артефактов, напоминающих о тех временах – в том числе настоящие фортификационные сооружения. Противостояние на этом участке фронта в течение долгого времени было позиционным, грунт каменистый – а потому многочисленные траншеи, окопы и огневые точки сохранились.
Пора возвращаться
Снова впереди благоустроенная трасса, а за окном – низкорослые леса и бледная зелень. Мы приближаемся к Мурманску. Несколько сотен километров по асфальту и каменистым проселкам успешно преодолены, все «Тигуаны» бодры и живы.
Как добраться
На самолете от Москвы до Мурманска – чуть больше 2 часов пути. По Кольскому полуострову в рамках экспедиции мы перемещались на автомобилях Volkswagen Tiguan. Основные дороги – вполне приемлемого качества даже для стандартного кроссовера с дорожным просветом в 200 мм.
Платные дороги, руб. |
— |
Средний расход топлива, л/100 км |
10,2 |
Гостиница***, 1 сутки, цена от (руб.) |
4000 |
Питание, на 1 человека, от (руб.) |
1500 |
Стоимость заправок, руб. |
4380 |
ИТОГО |
9880 |
Длина, мм |
4486 |
Ширина, мм |
1839 |
Высота, мм |
1632 |
Колесная база, мм |
2681 |
Снаряженная масса, кг |
1653 |
Объем багажника, л |
641 |
Дорожный просвет, мм |
200 |
Двигатель, число цилиндров |
R4 |
Объем двигателя, см3 |
1984 |
Макс. мощность, л.с. (об/мин) |
220 (4500) |
Макс. момент, Нм (об/мин) |
350 (1500) |
Тип привода |
Полный |
Коробка передач |
РКП-7 |
Разгон 0-100 км/ч, с |
6,5 |
Макс. скорость, км/ч |
220 |
Топливо |
Бензин АИ-95 |
Объем топливного бака, л |
58 |
Расход (смешанный), л/100 км |
8,4 |
Расход (город), л/100 км |
11,2 |
Расход (трасса), л/100 км |
6,7 |
Цена протестированного автомобиля |
2 569 700 |

