Путешествие в Каппадокию на Renault Duster Dakar 2018

08.09.2018
0

Отсюда одинаково далеко до Стамбула и до Алеппо, до Черного моря и до Средиземного. Мы в самом центре Малой Азии, окруженной горами и легендами.

Путешествие в Каппадокию на Renault Duster Dakar 2018

Фото: Екатерина Квашенкина; Renault

Все люди делятся на три категории. Первые где-то уже видели фотографии воздушных шаров над скалами и слышали о Каппадокии как о мировом центре воздухоплавания. Вторые понимают, что Каппадокия исключительна благодаря своей истории. Третьи знают об уникальном ландшафте региона. Беглый опрос знакомых показал, что мало кто из моего окружения в курсе, что в Каппадокии на самом деле соединяется все это сразу. Да так, что и не поймешь, что интереснее – история, география или воздушные шары.

Каппадокия находится одинаково далеко от всех крупных городов и курортов Турции. Обычно туристы летят из Стамбула, Анкары или Анталии в Кайсери, откуда до Каппадокии (Гёреме) около 70 км — их преодолевают на автобусах или арендованных машинах. Мы же ехали около 1000 км на автомобилях из Грузии, прилетев из Москвы в Батуми, а вот возвращались как раз через Кайсери и Стамбул.
Долину любви, в которой нескол&#...

Долину любви, в которой несколько десятков вот таких туфовых столбов, обязательно показывают всем туристам – с воздушного шара или с земли. О происхождении названия долины, говорят гиды, каждый может догадаться сам.

Не спрятаться, не скрыться

Воздушные шары – самая молодая достопримечательность Каппадокии, воздухоплавание ради туристов стало здесь активно развиваться лишь около 30 лет назад. Но идея родилась у турок не на пустом месте – в начале прошлого века воздушный шар в Каппадокии использовался для выслеживания преступных банд, которые до тех пор легко скрывались в скалах.

Воздушные шары могут поднимат&#...

Воздушные шары могут поднимать в корзине от 2 до 28 человек – зависит от конструкции. Говорят, что шаром нельзя управлять, но это не так – пилот постоянно корректирует курс, пользуясь то одной, то другой горелкой буквально каждую минуту.

С воздушного шара, который может подниматься на высоту до километра, весь регион, окруженный горами, действительно видно как на ладони. А еще в небе сразу становится понятно, как именно образовался удивительный ландшафт Каппадокии. 

В Каппадокии очень популярны туры на внедорожниках и квадроциклах.
Долина голубятен названа так п&...

Долина голубятен названа так потому, что местные жители исторически разводят птиц, чтобы использовать их помет в качестве удобрения.

Страшная штука эрозия

Регион находится в центре Малой Азии, где во времена образования Понтийского (у берега Черного моря) и Таврского (в районе побережья Анталии) горных массивов шла активная вулканическая деятельность. Огромные территории были сплошь покрыты лавой и туфом. Через несколько десятков миллионов лет, когда вулканы потухли, установился резко континентальный климат и вулканические породы начали трескаться и постепенно разрушаться.

Топливо в Турции дорогое – в пересчете на наши деньги за дизель просят около 70 рублей, 95-й бензин же стоит уже под 80 рублей.

К нашим дням эрозия оставила от них причудливые обнаженные скалы, холмы и столбы из пористого туфа. Через десяток миллионов лет и их не будет. Зато сейчас туф используется по всей Каппадокии. В податливых туфовых скалах люди на протяжении многих веков устраивали себе жилища, из той же породы делали кирпичи и блоки, туфом же облицовывали все, что можно.

Дома в туфе жители Каппадокии &#...

Дома в туфе жители Каппадокии выдалбливали еще 2000 лет назад, но традиция не забыта. Сейчас в регионе есть даже пещерные отели – и их много!

От царя к султану

Именно «доступное жилье», пожалуй, и определило роль региона в истории нашей цивилизации. Люди здесь обосновались еще до бронзового века. Неолитическое поселение, которому более 7500 лет, было найдено в какой-то сотне километров от Каппадокии. В самой Каппадокии обнаруживают многочисленные свидетельства процветания в глубокой древности. Например, во II веке до н.э. – тогда ассирийские купцы очень тщательно заполняли свои глиняные таблички.

В Каппадокии очень много отелей и апартаментов на любой вкус и кошелек. Часть жилья находится на горных склонах и легко можно найти аутентичную гостиницу или домик, выдолбленный в скале, – отелей со словом Cave («Пещера») в названии очень много. А вот гостиниц, прошедших международную «звездную» сертификацию, в туристическом центре Каппадокии, Гёреме, вообще нет.

Процветать регион процветал, но стабильности в нем не было никогда. Историческая область Анатолия, в которую входит Каппадокия, успела побыть частью Хеттского царства, была под властью Мидии и Лидийского царства, в составе Персидской империи, а после ее разгрома Александром Македонским – частью Македонии. С 17 года Каппадокия вошла (и, конечно, не по доброй воле) в состав Римской империи. 

Пещерные церкви Каппадокии сегодня носят турецкие названия, зачастую связанные с их архитектурой. Так, церковь Айналы, уютно устроенная в скалах, получила имя благодаря симметричной зеркальной планировке. На стенах хорошо сохранились фрагменты росписи.

Тогда-то в регионе и стало быстро распространяться христианство. Здесь проповедовали апостолы Петр, Павел и Андрей Первозванный. В списке святых Каппадокии – Григорий Неокесарийский, Георгий Победоносец, Святая Варвара. Трое Отцов Церкви, разработавшие учение о единой Троице – Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов – уроженцы Каппадокии.

В регионе есть целый ряд традиционных блюд, которые готовят в запечатанных глиняных кувшинах – это может быть мясо, овощи или крупы, которые медленно тушатся. В дорогих ресторанах кувшины торжественно бьют на глазах у клиента. И куда же без кофе – в Каппадокии он хорош, как и во всей Турции.

На протяжении последних десяти веков регион был во власти сначала сельджуков, затем Османской империи, затем Турции. Христианского населедния в Каппадокии не осталось совсем. Однако многие христианские памятники сохранены.

Пещерные поселения Каппадокии, среди которых есть и древнейшие церкви, внесены в список Всемирного наследия Юнеско. Посмотреть на них съезжаются туристы со всего мира. Только в Гёреме, который когда-то был христианским центром Каппадокии, сейчас сохранено 16 пещерных церквей. У них, конечно, нет никакого религиозного статуса, их можно свободно посещать, чтобы полюбоваться древними колоннами и фресками, которых вряд ли касались руки реставраторов.

Успеть к рассвету

В основном именно за этими достопримечательностями сюда обычно едут на однодневные туры постояльцы отелей южного побережья Турции. А для того, чтобы попасть на воздушный шар, одного дня мало – шары вылетают всегда на рассвете, когда воздушные потоки наиболее благоприятны для воздухоплавания. К тому же и билет купить не так просто. Все туры бронируются заранее и, приняв решение спонтанно, не найти места ни на одном из 150 шаров, стартующих каждое утро. Впрочем, впечатления стоят и всех усилий, и тех 100 – 200 евро, что стоит час полета.

Дороги Турции великолепны! Тра&...

Дороги Турции великолепны! Трассы в основном четырехполосные, с широким газоном-разделителем. Асфальт же идеальный не только на них, но и на всех дорогах местного значения.

Стоимость поездки, руб

Билеты Москва – Батуми и Кайсери – Стамбул – Москва

50 000

Гостиница, 1 сутки, цена от

2300

Питание, на 1 человека, от

1500

Стоимость заправок, руб.

4500

Полет на воздушном шаре

14000

Итого за 3 дня

79 900

В путь на Renault Duster Dakar

Наш компаньон в этой поездке — Renault Duster из ограниченной серии Dakar. Ограничена она, правда, не по числу выпущенных экземпляров, а по времени. Впрочем, когда такие перестанут выпускать, производитель не говорит. «Фишки» машины — эксклюзивный оранжевый цвет, накладки на кузове, бамперах и порогах, черные колесные диски и обязательный полный привод вне зависимости от двигателя.

У нас была дизельная машина, что идеально для путешествия — на заправки часто заезжать не нужно, не говоря уже об экономии денег. На Duster мы успешно преодолевали не только сотни километров трассы, но и настоящие внедорожные участки, например, многочисленные ручьи Каппадокии. А что, очень удобно ехать прямо по руслу! Застревать Duster и не думал, а геометрической проходимости вполне хватало для того, чтобы перелезать через попадающиеся валуны. 

Технические данные

Длина, мм

4315

Ширина, мм

1822

Высота, мм 

1695

Колесная база, мм

2673

Снаряженная масса, кг

1390

Объем багажника, л 

408

Дорожный просвет, мм

210

Двигатель, число цилиндров

R4

Объем двигателя, см3

1461

Макс. мощность, л.с.

109(4000)

Макс. момент, Нм (об/мин.)

240(1750)

Тип привода

Полный

Коробка передач

МКП-6

0-100 км/ч, с

13,2

Макс. скорость, км/ч

167

Топливо

Дизель

Объем топливного бака, л

50

Расход (смеш.), л/100 км

5,3

Расход (город), л/100 км

5,9

Расход (трасса), л/100 км

5,0

Цена исходной версии автомобиля, руб.

1 150 950